Больше рецензий

losharik

Эксперт

по яблочным пирогам

6 марта 2021 г. 18:52

1K

4

Уже стало привычным, что Кадзуо Исигуро пишет свои романы в жанре роман-воспоминание, где герои вспоминают свое детство или юность. Этот роман не стал исключением. Уже взрослая Кэти, ей 31 год, вспоминает свое детство в привилегированной школе Хейлшем. На первый взгляд это обычный закрытый пансион, где дети живут типичной жизнью подростков, со всеми их радостями и горестями- находят себе друзей, влюбляются, попадают в конфликтные ситуации и пытаются найти из них выход. Вот только образование у них необычное, оно все связано с творчеством, детей поощряют за то, что они рисуют, пишут стихи, делают поделки из керамики.

Достаточно быстро становится понятно, что на самом деле дети необычные, они не такие как все. Автор выдает информацию очень дозировано и в начале книги это создает определенную интригу, хочется скорее узнать, что же в них такого «не такого», вроде бы дети как дети. Разгадка не заставляет себя долго ждать, эти дети созданы с определенной целью и их будущее предопределено.

И вот тут надо сразу сказать, что автор не сильно вдается в подробности, как создавались эти дети, кто за этим стоит, какие существуют механизмы и рычаги, чтобы ими управлять. Мы даже не узнаем, чем они все-таки отличаются от обычных людей, если вообще отличаются. Все это по большому счету не важно, так как является всего лишь одним из возможных сценариев. Автора больше волнует другое, как далеко в своей жестокости может зайти общество, если ему это выгодно. Поэтому он придумал некую гипотетическую ситуацию, когда абсолютное большинство поставило себе на службу, и вот тут главный вопрос, людей или все же «не людей».

Воспитанникам Хейлшема повезло, они попали в одно из немногих заведений, где их считали людьми и где наставники смогли обеспечить им хотя бы счастливое детство. Другой вопрос, насколько это было нужно, ведь конец все равно предопределен. В своем романе, Исигуро попытался показать мир глазами этих особенных людей. Он высказывает одну очень интересную мысль. Наставники выдавали детям очень дозированную информацию, причем делали это в том возрасте, когда ребенок еще не мог это понять и критически осмыслить, но это знание поселялось в его голове и когда ребенок достигал того возраста, когда уже был способен осознать происходящее, он воспринимал это как само собой разумеющееся, ведь он давно это знал. Вот так и вырастали из этих дети люди, запрограммированные на выполнение определенной миссии.