Больше рецензий

22 сентября 2012 г. 00:55

1K

5

Когда-то в России и правда жило беспечальное юное поколение, которое улыбнулось лету, морю и солнцу — и выбрало «Пепси».


Поколение, которым постоянно манипулируют с помощью СМИ, где злые гении public relations с легкостью формируют общественное мнение. В книге Generation «П» Пелевин повествует нам о том, как у субъекта Homo Zappiens ограничена свобода выбора. Например, выбирая между Coca-Cola и Pepsi. А вы не задумывались, почему пьете ту же Колу? Куда не глянь — кругом реклама — кругом эти красно-белые надписи, яркие слоганы, бросающиеся в глаза. Те же пафосные трейлеры, промывающие обществу мозги, и якобы ненавязчиво доказывающие, что Кола — это свобода, посредством счастливых лиц на экране, пьющих данное пойло. Общество, конечно же, делает вид, что с презрением наблюдает за рекламой, а через день уже полным ходом заливает в себя эту жидкость, чувствуя свободу и удовлетворение анального вау-импульса.

Теперь об оранусе — главной идее данной книги. Немного поясню. Оранус — это модель поведения в современном обществе, предоставленная Виктором Пелевиным, в которой подчеркивается характер влияния денег на жизнь человека. Ни для кого не секрет, что современное общество — общество потребителей. Всего существует три потребности: поглощать деньги, испускать деньги, а также вытеснять из сознания все, что не имеет отношения к получению или выделению денег. В данной модели человек находится в одном из трех состояний. Оральный вау-импульс побуждает человека испускать финансы, анальный вау-импульс — тратить заработанные деньги на всякую хрень, где человек получает удовольствие от обладания того или иного предмета. Ну и вытесняющий вау-импульс — защитный механизм, суть которого заключается в игнорировании любых понятий, не относящихся к деньгам. Модель орануса, которую подает Пелевин в данной книге, очень интересна, и позволяет пролить свет на различные психологические феномены, порожденные нашим современным потребительским обществом. Не могу не процитировать на эту тему целый абзац:

Часто бывает: выходишь летним утром на улицу, видишь перед собой огромный, прекрасный, спешащий куда-то мир, полный невнятных обещаний и растворенного в небе счастья, и вдруг мелькает в душе пронзительное чувство, спрессованное в долю секунды, что вот лежит перед тобой жизнь, и можно пойти по ней вперед без оглядки, поставить на карту самого себя и выиграть, и промчаться на белом катере по ее морям, и пролететь на белом «мерседесе» по ее дорогам. И сами собой сжимаются кулаки, и выступают желваки на скулах, и даешь себе слово, что еще вырвешь зубами много-много денег у этой враждебной пустоты, и сметешь с пути, если надо, любого, и никто не посмеет назвать тебя американским словом loser. Так действует в наших душах оральный вау фактор.


В книге Поколение «П» нет случайностей, роман получился удивительно цельным. Автор на протяжении всего рассказа замечательно связал всевозможные детали — начиная с необычного имени главного героя, заканчивая культом богини Иштар.

В итоге, что можно сказать про Виктора Пелевина и сию книгу? В основном приятный и легкий для чтения слог, кроме некоторых психоделических изречений. В книге много сказано о рекламе и как она влияет на человека. Также об обществе потребителей. И о многих других полезных вещах, которые Пелевин пытается донести читателю, точнее даже «ткнуть носом», а там уже каждый для себя выберет, что есть хорошо, а что — плохо. Много споров о данной книге, одни говорят, что это распиаренный наркоманский бред, другие — чуть ли не приклоняются перед автором, считая его своим божеством, а Поколение «П» — своей библией. Я уж воздержусь от всяческих ярких оценок. Процитирую эпиграф книги:

Я сентиментален, если вы понимаете, что я имею в виду,
Я люблю страну, но не переношу то, что в ней происходит.
И я не левый и не правый.
Просто я сижу сегодня дома,
Пропадая в этом безнадежном экранчике.


Книга хорошая, насыщенная своеобразным стилем. Равнодушным не оставила, по-своему впечатлила. Поколение «П» написана в постсоветском духе, безнравственном и циничном, и в то же время невероятно правдоподобном. Виктор Пелевин замечательно описал характеры персонажей, создал свою реальность, положив в ее основу целую концепцию мировосприятия. Браво!

Рецензия у меня в блоге

Комментарии


такой, кхм, анализ))
забавно сейчас вспоминать, что эта книга меня безумно впечатлила и открыла глаза на многие вещи в мои 15-16 лет (начало 2000-х), когда я интуитивно догадывалась о консюмеризме и сути рекламы, но нигде до этого не встречала подобных определений и объяснений. а сейчас это кажется само собой разумеющимся, и собственно все знают, что потреблядство - это плохо.
кстати, оформление издания ужасно!


Ох, жаль, что не прочитал книгу в начале 2000-х, наверное, было бы особое прозрение и шок. Хотя... это было бы так, если бы возраст был такой же, как сейчас хотя бы. А в детстве я бы вряд ли что-то понял и вынес из сего чтива.


...Критерии попадания рецензии на главную остаются для меня за гранью понимания.

(Ни слова, ни полслова против этой рецензии я сказать категорически не хочу.)


А что конкретно вас удивляет? Эта рецензия выведена вручную мной.


Меня удивляет, что раньше, когда рецензию на главную выводила автоматика, итог был более пронозируемым и предсказуемым, и все было как-то логичнее и понятнее.
Сейчас, когда этим занимается авторизованный персонал, все становится таким неожиданным и сюрпризным, что аж не знаешь, что и думать. (Я не знаю, есть ли сейчас автоматический вывод рецензий на главную — но если и есть, то он крепко спит.)


Сейчас по-прежнему действует автоматика. Выведение вручную рецензий, имеющих недостаточное количество баллов для попадания автоматически - это исключение из правил, а не правило. Автомат каждый час проверяет рецензии на наличие тех, что имеют достаточно баллов. В день 90% рецензий выводятся роботом и не больше 10%, а то и меньше выбираются представителями генштаба и активными пользователями из тех, кто не имеют достаточно баллов.


Хорошо. Будем считать, с ботом произошло что-то таинственное и необъяснимое, в результате чего он стал выбирать рецензии по совсем другим алгоритмам, чем раньше.


Суть алгоритмов не изменилась. Рецензия должна набрать определенное количество баллов, чтобы оказаться на главной.


Например, сейчас все, что на главной кроме данной рецензии и топика о Пресмешнике вышло на главную автоматически.


А отзыв хорош! СпасибО!


Потребление - это основа экономической стабильности. Так написано в учебнике "Основы медиабизнеса" под ред. Е. Л. Вартановой.
Книга не мне понравилась, а рецензия порадовала)


Спасибо. Ох, кажется, что так давно это было.