Больше рецензий

3 марта 2021 г. 20:46

1K

4.5 "Дело в том, что он слишком сильно злил людей."

Вот за что я одновременно и люблю и на дух не переношу подобные книги (семейные саги и все похожее) так это за то, что за это, обычно весьма большое, количество страниц ты настолько привязываешься ко всем описываемым персонажам, что любой чих в их сторону воспринимается как личная трагедия. Или еще хуже, как трагедия твоего ребенка или другого очень близкого и важного родственника. Особам чувствительным в данном случае приходится запасаться носовыми платочками в неограниченных количествах. И посему не то, чтобы я часто подобное читаю. Но иногда случается. Вот как сейчас.
Собственно говоря, это невероятно удивительная книга. Она о жизни весьма необычного паренька, сына весьма необычной дамочки, Т.С. Гарпа. Вернее, она не только о нем, она обо всех людях, что его окружают, она о жизни, что кипит вокруг него, она об эпохе. В общем то она о мире в таком виде, в каком его видел Гарп.
По мере чтения со мной происходили какие-то невероятные вещи. В какой-то момент я начала ощущать будто со мной играют. Только я начинала задумываться над какой-то вещью или задавать вопрос, как в книге происходило что-то с этим связанное. Изначально мне безумно понравился язык и подача автора, а так как я ничего у Ирвинга ранее не читала, то я пошла интересоваться что это за человек такой и что еще у него имеется для почитать. И тут я начала натыкаться на параллели, все эти медведи, семьи, разъезжающие по отелям и выставляющие оценки, то, что автор в юности занимался борьбой и так-таки и не знал ничего о личности своего отца и т.д и т.п.
Тут у меня закралось крамольное подозрение, что это автобиографичная история, но это одна из более ранних работ и кое-что из упоминаемого появилось вообще позже. Все это абсолютно запутало мой мозг. Я читала вроде бы вполне себе реалистичное произведение, но ощущала какую-то сказочность, не могла толком разобраться что здесь быль, а что выдумка. Это все было словно истории самого Гарпа, которые он придумывал своим сынишкам перед сном, где рассказы могли то и дело трансформироваться один в другой и совершенно невозможно было понять, что из всего описанного действительно было на самом деле. Это было поистине завораживающе.
Стоит ли говорить, что все эти непонятки породили еще больший интерес к автору и его творчеству. И что бы вы думали? Сам Гарп меня взял и пристыдил, поставив в упрек всем читателям, которым более всего интересна жизнь самого писателя нежели его произведение, и, если за книгой стоит какая-то личная история, она становится более популярной.
Говорить о сюжете тут особо и не хочется. Это просто жизнь. Жизнь во всех ее проявлениях, со всеми насмешками судьбы, когда как казалось наиболее опасное место из двух в итоге спасает жизнь, а какой-то дурацкий поступок в юности, спустя года ее отбирает. Эта книга о судьбах людей и о их многообразии характеров. Она о семьях, любовных и дружеских узах. Она о людях, которые живут так, как они этого хотят, даже если это многим непонятно и многими не признается. Она о феминизме, хотя я бы предпочла, чтобы этого здесь было поменьше, но что поделать ведь Гарп не мог никуда деться из такого окружения. И даже тут не обошлось без той невероятно приятной иронии, когда главная феминистка, и по совместительству мать Гарпа – женщина, которой в общем-то все равно на свою причастность ко всем этим движениям, она просто говорит, что думает, делает то, что считает правильным и очень хочет помогать людям. И наконец эта книга о писательстве. Не случайно тут очень многие персонажи так или иначе что-либо пишут. Тут есть и разные подходы к писательству, как поток воображения, так и переживание собственных трагедий посредством выражения мыслей на бумаге; и размышления о важности умения принимать критику; размышления о том, какие книги становятся бестселлерами, а какие так и остаются незамеченными.
В общем тут очень много всего. И оно того явно стоило.