Больше рецензий

Sandriya

Эксперт

Душа ведьмы, чутье шаманки, и я - психотерапевт

3 марта 2021 г. 13:45

556

5 Люди виновны

Так странно было увидеть Валю, Лиду, Ленинград, Киевскую Русь, Рагозина у Песаха Амнуэля, как подписан автор в произведении из сборника "Фантастика 87". Веет Испанией или Южной Америкой от этого имени, но, оказывается, псевдонимом теплой страны владеет советский израильтянин Павел Рафаэлович - физик и писатель-фантаст.

Автор взялся в рассказе "И услышал голос" за осмысление до сих пор не разгаданной тайны возникновения человечества и всего живого на Земле. Любое предположение в этом вопросе, конечно, - лишь гипотеза, более или менее подтвержденная, но не аксиома, поэтому любопытно встретиться практически с любым взглядом относительно того, откуда же мы взялись. Институт времени, существующий в этом произведении как часть бытия, равно как любое известное нам НИИ, однажды отправил в рамках своих исследований некоего ученого Манухина в прошлое на четыре с половиной миллиарда лет назад, ожидая вполне предсказуемых результатов - что тот привезет ленты с информацией о зарождении белковых организмов. Однако служитель науки привез просто невероятные данные - на Земле не было и не могло зародиться жизни.

Для меня такое открытие стало поводом сразу же задуматься о влиянии Высшего Разума (можно сказать Бога, но я воспринимаю эту фигуру не религиозно, поэтому вернее нарекать иначе, в соответствии с мнением, что это некое существо/сгусток энергии, совершенный в отличие от нас и, следовательно, обладающий властью, но очень похожий по содержанию темных и светлых сторон, так сказать, личности) или, в крайнем случае, инопланетянах, заселивших протобионтами планету. Однако в рассказе мнение относительно происхождения при нововыявленных фактах оказалось весьма ограниченным - только виртуальная линия развития человечества, т.е. нас как бы не существует, причем исчезнуть, таким образом, мы способны в любое мгновение. В соответствии с данной позицией (берем за данность при прочтении), единственным выходом было попытаться самостоятельно заселить Землю, вновь вернувшись с необходимыми образцами в прошлое - и заняться этим предстояло Вале, которого, что важно, удерживают любовь к жене и сыну больше, чем мотивация соблюдать чисто научные интересы.

О том, что произошло с ученым, говорить прямо не стану, иначе пропадет смысл чтения, но немного порассуждаю насчет слабости, свойственной человечеству, - забывать о системе, думая о "своей рубахе, что ближе к телу". альчик, который не может не жить" - важен только его отцу (вне контекста еще и другим близким, но здесь суть именно в Вале и ребенке), но, если его возможное исчезновение способно спасти нечто намного большее, то действительно ли стоит уберегание символа своего эгоистического побуждения принесенной жертвы, гораздо более значительной по своему смыслу? Дилемма. Приземленно, чисто по-человечески (конкретное воплощение души в этом конкретном теле сейчас): ребенок, любимый, отец/мать - важнее, естественно, но неумение увидеть позицию системы-"над" не отменяет значимости и этой самой системы. юди не виноваты" - говорит Валя в финале, но не виновата и система, а имея выбор и совершая его осознанно, уже зная, что приносишь в жертву, - человек становится виновным, пусть и желая скрыть, что за приношение совершается, от человечества, решая за них...

картинка Sandriya