Больше рецензий

Rossweisse

Эксперт

по шоколадоедению

20 сентября 2012 г. 18:05

119

5

Из двадцати томов романа-мозаики (как назвал своё детище некто Джордж Р.Р. Мартин) у нас издано три. Учитывая, что третья книга, "Неистовые джокеры", вышла в 2006-м, на перемены в этой печальной арифметике надеяться не приходится.

Из-за этих трёх томов я трижды ложилась спать незадолго до того часа, когда привыкла вставать, и с удовольствием бы повторила это ещё семнадцать раз, но увы, удовольствоваться приходится тем, что есть.

"Дикие карты" — роман-антология о мире, во всём подобном нашему вплоть до того момента, когда инопланетяне избрали Землю для испытания ретровируса, призванного наделить заразившихся сверхспособностями. Очевидно, что если бы вирус действовал, как задумано, инопланетяне не попёрлись бы так далеко от дома, и книжки никакой бы не было. Большинство пострадавших умерло, оставшиеся в живых вытянули дикую карту: джокеры — уродства, тузы — таки сверхъестественные способности. И понеслось.

Первый том — исторический, его основная тема — попытки изуродованных и облагодетельствованных дикой картой заново привыкнуть к миру и попытки мира, в котором только-только закончилась Вторая мировая, приспособиться к тузам и джокерам. Мир в данном случае представлен Америкой вообще и Нью-Йорком в частности. Впрочем, говорят, у коммунистов тоже есть тузы, правда, их никто не видел. Каждый рассказ — самостоятельная история, но вместе они дают цельную картину происходящего. И в самом деле мозаика.

Время действия второго том отстоит от первого лет на сорок примерно, и вот там-то понеслось по-настоящему — тузы в большинстве своём переболели страстью играть в спасителей человечества, джокеры кое-как отвоевали право более-менее спокойно жить в своей резервации в Джокертауне и обзывать уберегшихся от дикой карты натуралами, мир выдохнул.
Примерно так:

Вместо правой руки у таксиста был пучок тонких змеиных щупальцев, а вместо ног — ласты, но его машина была оборудована ручным управлением, а по городу он мог бы проехать даже с закрытыми глазами. И на чаевых зарабатывал весьма неплохо. В последнее время найти таксиста, который говорил бы по-английски, стало так трудно, что пассажиры уже не обращали никакого внимания на его внешность.

Дальше...

В общем, это пёстрое нью-йоркское сообщество успокоилось достаточно, чтобы в нём сошли за своих и андроид, и инопланетянин. Если честно, на фоне прочих оригинальных товарищей эти двое выглядят чуть ли не заурядными.
А я всё ещё не сказала, что же во втором томе такого понеслось, а ведь там понеслось такое, что вот просто дальше нестись уже некуда (хотя я всё ещё держу в памяти семнадцать недоступных томов).
Проще говоря, леймотив второго тома — борьба с космическим чудовищем, лавкрафтианским настолько, что нью-йоркские туманы ощутимо попахивают мороком над Инсмутом. И это здорово. Это, и ещё то, что во втором томе куда сильнее, чем в первом, проявляется связанность отдельных историй и героев между собой. События одного рассказа оказывают на непосредственное влияние на последующий, персонаж, ещё страницу назад бывший главным героем одного автора, появится на минутку подать пару реплик у другого и пойдёт дальше по своим делам, не ведая о разыгрывающейся драме — и не делясь с каждым встречным-поперечным перипетиями собственной судьбы. Этим очень быстро увлекаешься, то есть, самой историей увлекаешься с первых же страниц первого тома, но вот когда просекаешь эту самую фишечку, оторваться уже практически невозможно.

Третий том, в отличие от первых двух, состоит не из отдельных рассказов, а из глав, и все его события укладываются в одни сутки, но он всё так же написан коллективом авторов, каждый из которых видит мир глазами своего персонажа и рассказывает о нём его голосом.

Ведь именно герои составляют львиную долю обаяния "Диких карт". Там есть все: и знакомые по комиксам любители наносить добро и причинять пользу посредством сверхсилы, телекинеза и левитации, и обладатели более редких способностей, таких, как возможность телепатически общаться и управляться с животными, оборачиваться аллигатором, динозавром или индийским слоном, исцелять любые травмы и влиять на уровень сахара в крови окружающих. Чёрт, да там есть человек-таракан по прозвищу Кафка, хиппи, представляющийся Капитаном Глюксом и способный, заправившись колёсами, превратиться человека-дельфина, человека-фотона, мастера кунг-фу женского пола — и это не предел. Там есть прекрасная женщина с прозрачной кожей, торгующая — нет, не телом, а информацией, и есть проститутка, убивающая в момент оргазма (собственного, если кому интересно). Так что если вспомнить про одну пикантную деталь — а именно то, что дикая карта переписывает генетический код в соответствиями со склонностями, талантами или страхами человека, то про богатый внутренний мир и тонкую, но прочную душевную организацию упомянутых и неупомянутых личностей можно даже не говорить — она более чем очевидна.

Но если бы мне предложили отдать кому-нибудь одному приз зрительских симпатий, я бы затруднилась выбрать из двух. С одной стороны, вне конкуренции персонаж Роджера Желязны: этот, с вашего позволения, лорд фантастики, сделал совершенно потрясающий и столь же наглый ход — его герой непроизвольно впадает в спячку, которая может длиться несколько недель или даже месяцев и после которой он каждый раз просыпается в новом теле, с новыми сверхспособностями или сверхуродствами, благодаря чему Спящий может стать героем любой истории или благополучно продрыхнуть неприятные времена, этакий джокер из тузов и туз из джокеров.
А с другой стороны - я говорила, что там есть все? - совсем для меня там есть персонаж Джона Д. Миллера. Он — там-дам! — нормальный человек. Хм, ну, то есть как — нормальный. Обычный. То есть, конечно, не совсем обычный — хотя кто его знает, этот Нью-Йорк 80-х, вполне возможно, приверженцы дзен, вершащие возмездие луком и стрелами, там были вполне обыденным делом...
Короче, суть в том, что Йомен избежал дикой карты (да, я помню про семнадцать недоступных томов), но это не мешает ему играть на равных с сутенёром, черпающим энергию из тантрического секса, девушкой, проходящей сквозь стены и злобным человекоящером, а посему я считаю, что чувак неимоверно крут.