Больше рецензий

2 марта 2021 г. 01:50

2K

4.5 Я существо – вот моя единственная неприятность.

«Тошнота» – это новелла, написанная от первого лица в виде дневниковых записей – по сути непрерывный поток сознания, наблюдений и размышлений человека, столкнувшегося в свои 30 лет с жесточайшим экзистенциальным кризисом. 


Это, как оказалось, достаточно тяжёлое произведение, философия которого по мере развития может пошатнуть опоры любого человека.


Главный герой этой новеллы – писатель, живущий в провинциальном французском портовом городе. Когда-то он много путешествовал, любил, гнался за мечтой, а сейчас пишет исторический труд о маркизе, жизнь которого кажется ему полной загадок и приключений. 


И вот, в один ужасный день он понимает, что жизнь этого маркиза – сплошное плутовство и притворство. Он понимает, что приключений не существует – приключения становятся приключениями только в нашей памяти. У них есть интригующее начало и конец. В жизни же ничего подобного нет. Жизнь непрерывна.

В книгах герои приключений понимают, что с ними происходит что-то необыкновенное. В жизни же, как правило, мы осознаём это в лучшем случае в ретроспективе, замещая реальные переживания выдуманными.


Вскоре, сама жизнь для героя теряет всякий смысл. Не только его жизнь, но и жизнь окружающих людей. Оставив попытки написания книги, он сталкивается лбом с самим собой – со своей жизнью, с фактом своего существования. Он осознаёт, что существование случайно и бессмысленно. Что оно никуда не ведёт. Что люди, снующие вокруг, бегут куда-то только потому, что чувствуют это нутром, но боятся обнаружить правду.


Самым страшным для него становится факт отсутствия выбора. Существование перманентно. Мы не можем выбрать, существовать нам или нет. Мы не можем существовать в один момент, перестать существовать на какое-то время и потом начать существовать снова. Мы всегда существуем. Нам не убежать от существования, нам не удастся отойти в сторону и не влиять на этот мир. Даже наше бездействие или смерть окажут на него влияние.


Тошнота – чувство бессмысленности и бесцельности происходящего. Как попытка убежать от цунами. Герой Сартра ощущает себя живым мертвецом – у него больше нет целей, нет страстей, нет смысла жизни. Его тошнит от всего вокруг – от бессмысленности бытия, от бессмысленных вещей, от людей вокруг, от деревьев в саду, от самого себя. Он ищет способы спастись от Тошноты, но каждый раз она оплетает его всё сильнее.


К концу романа Сартр загоняет героя в безвыходное положение – он оторван от общества, одинок, он не нуждается в деньгах, он не имеет работы, которая могла бы помочь ему занять время, его покинула девушка, которую он когда-то любил (к тому же она тоже стала живым мертвецом). 


Читать роман невероятно увлекательно, но в то же время и невероятно трудно. В нем нет сюжета, это роман-ощущение. Произведение, пропитанное апатией, тошнотой, брезгливостью, какой-то мерзкой липкостью, к концу которого ты уже сам начинаешь мыслить как герой (а его рассуждения очень убедительны). 


А потом Сартр, буквально на последней странице романа, показывает путь к спасению и обретению смысла жизни (только вы в это время уже стоите одной ногой в липкой луже Тошноты).