Больше рецензий

sq

Эксперт

Abiit, excessit, evasit, erupit

1 марта 2021 г. 19:46

1K

3.5 Чесание мозгов пенсионеров и школьников

Читал эту книгу целый год, если не два. Не то чтобы непрерывно, нет, потреблял мелкими дозами.
Взялся исключительно от тоски. Раньше решал задачи со внучкой, мы с ней к ЕГЭ готовились, но она уже давно студентка, а почесать мозг хочется... А что может быть для этого лучше, чем книга для школьников?

Темы, представленные в книге, разнообразны. Задачи есть как совсем лёгкие, так и сложные. Ни одна не требует знаний за пределами 8 класса средней школы.
Многие задачи в конечное время расколоть не смог. Слава богу, в конце есть решения. Хотя, если честно, то и с приведёнными решениями разобрался не со всеми. Разумеется, если вникать во все рассуждения и доказательства, развлечения мне хватило бы до конца моих дней -- и с хорошим запасом. Поэтому обращал внимание в основном на красоту.

Впечатления остались разные.

Красивых рассуждений в книге много, одно из самых -- вот это: #345 (Опыт 2).
345-2
Требуется доказать, что это так.
С виду задача абсолютно безнадёжная, требующая каких-нибудь эллиптических функций, но нет. Московский математик по имени И.Я.Танатар решил её в два счёта!
Не буду рассказывать доказательство. Если кому интересно, посмотрите в разделе решений в книге.

Самая идеологически выдержанная задача, несомненно, #269:
269
Книга написана в середине 1950-х, и пролетарское классовое чутьё подсказывает, что виновата Джуди. Логические построения подтверждает, что чутьё не врёт. Сверил с ответом -- и правда это Джуди.

Самая устаревшая задача -- #267. Речь в ней идёт о распиловке полутораметровых кругляков... Пытался некоторое время врубиться, как же пионеры и комсомольцы пилили кругляки и к чему относятся эти самые полтора метра: к длине, диаметру или ещё к чему-нибудь... Не буду приводить текст: всё равно никто не поймёт.
Заглянул в решение -- и да, теперь могу работать распиловщиком кругляков.

Самая загадочная задача -- #307:
307
Получить подразумеваемое числовое значение 2519, разумеется, сможет любой. Загадочным остаётся количество детей, которых поздравляли. Если можно делить мандарины между ними по 10, 9, 8 и т.д., количество подарков получится сильно разным. Либо они хотят пригласить ровно столько детей, сколько получится подарков, либо страшно подумать, что будут делать с лишними подарками. Сами сожрут?
Ещё страшнее, если лишними окажутся не подарки, а дети...
Видимо, недаром многие считают, что математика имеет малое отношение к какой-либо реальности. В этом случае это именно так.

Хорошая книга. Самых-самых задач можно привести из неё ещё сколько угодно. Думаю, на первое время хватит. Кому интересно, читайте сами и радуйтесь в очередной раз за Пифагора, Евклида, Никомаха, Фибоначчи, Ферма, Эйлера, Гольдбаха и прочих.
А кое-чему наверняка порадуетесь не в очередной раз, а прямо-таки в первый. Меня вроде когда-то всему этому учили, но всё равно нового много нашлось. Слава богу, ЕГЭ мне уже не грозит, можно просто на досуге почесать мозг.
К тому же пандемия коронавируса принесла и кое-что хорошее в нашу жизнь. Непосредственным следствием дистанционного обучения явилось то, что обязательный экзамен по математике из ЕГЭ выкинули -- один чёрт, теперь его никто не сдаст. И это очень хорошо! Во-первых, чем меньше принудиловки, тем и лучше.
А во-вторых, у школьников будет дополнительное время, чтобы изучить что-нибудь, что им действительно пригодится впоследствии. Ведь если человек не планирует работать распиловщиком кругляков, ему требуется только арифметика в объёме начальной школы -- чтобы проверять сдачу в магазине -- и не более того. Всю остальную математику пусть постигают те, кому это интересно и у кого хорошо получается.

Ещё как-нибудь прочитаю что-нибудь похожее.
Сколько живу на свете, не перестаю восхищаться человеческой изобретательностью, а также упорством и настойчивостью.
И от всей души сочувствую тем, кто не в состоянии воспринимать цифры. В математике, конечно, есть обширные разделы, в которых их нет совсем, но цифры придают миру особую красоту, это факт.

Комментарии


Спасибо за рецензию, забавная книга))).
Я не то что не различаю цифры, но у меня какая то (как я это называю) "цифровая дислексия", особенно когда я устала, я часто когда переписываю или записываю числа, я переставляю цифры местами... например, записано 13587, а я пишу 13578, и я могу долго пялиться и так и не увидеть ошибки... страшно меня саму бесит, а как я в логистике работала, так приходилось в доках все цифры по 5 раз проверять как я их записала, и все равно косячила.


13578 любой перепутает. 13579 намного легче :)


Был у меня этот Кордемский в детстве, еще от брата перешел.

Там была простая задачка - пишем в строчку 4 любых целых числа, затем под первым пишем разность между первым и вторым или вторым и первым - что больше. Под вторым - соответственно разность между вторым и третьим и так далее. Под четвертым - разность между первым и четвертым
Так получаем 4 новых числа, повторяем еще, еще... Рано или поздно во всех столбцах будут 0
Поскольку вычитать я в первом классе умела, а бабушка показала, как вычитать многозначные числа, то я решила опровергнуть математику!
Я по молодости не подозревала про модули и про оценки модулей. Но самоуверенно пыталась найти ошибку. Придумывала новые и новые числа, старательно вычитала - и приходила к нулям. Делала ошибки - и все равно приходила к нулям. Приставала к старшим, просила их придумать сногсшибательные числа - и все равно получались 0
Потом сдалась, хотя так и не понимала, ну почему нули-то...


С этого и начинается интерес к математике, как раз с того, что вы описали. У некоторых остаётся на всю жизнь. Тогда Кордемского читают на пенсии :)


Я согласна. И когда говорят, что ребенок умеет считать до тысячи и будет математиком, мне смешно.
Но когда ребенок замечает какую-то закономерность, когда вдруг сам замечает, что два нечетных числа в сумме дают четное - тогда можно говорить об интересе и какой-то способности. Которую можно начать развивать, а можно не развивать, тогда на ней все и остановится.


Я в детстве сделал несколько математических открытий, которые впоследствии подтвердили учебники арифметики. Да и работа моя первое время была связана с математикой.
Но потом деньги сбили меня с пути, и вот, остаётся только Кордемского читать :)

Как сказал недавно какой-то министр или депутат из телика, "всё зло в мире от денег, и наша задача -- сделать так, чтобы у людей денег было больше".
Вот не вру! Он так и сказал: надо, чтобы зла у народа было больше. И это была не юмористическая передача, а что-то вроде "парламентского часа" :)))

Надо сказать, мысль не то чтобы новая:

Деньги -- зло. Прихожу в магазин -- зла не хватает!
(с) народ

Очередная "зернистая мысль" нашего политика!
Но получилось хорошо!!!

Знаете эту книгу - Душенко К. - Зернистые мысли и фразы наших политиков. От Горбачева до Путина ?


Нет, не знаю. Прочитал единственную на сегодня рецензию. Это справочник цитат. Вряд ли смогу прочитать :)


Математика безусловно должна быть обязательным экзаменом. Математика это как физкультура для мозга. Это язык и науки, и инженерии, да даже лингвистики.


Не могу с вами согласиться.
Много что содействует много чему. Есть мнение, например, что музыка развивает мозг. Рисование совершенно точно способствует развитию. И игра в шахматы.
Может, нам ещё и экзамены по музыке, рисованию и шахматам сделать обязательными? И заодно пусть каждый школьник убьёт по тысяче часов на каждый их этих предметов?

При всём моём уважении к математике, наукой, инженерией и лингвистикой занимается ноль целых хэ десятых людей. Они сдадут свой экзамен и без принуждения. Всем остальным изучать по желанию. Пусть потратят свои тысячи часов на то, что лично им интересно.
А кому ничто не интересно, те пусть займутся бизнесом. И наймут развитого математика для извлечения квадратных корней :)


Нет. Только математика и русский язык должны быть обязательными. Они и есть обязательны. На выбор биология, химия или физика. Возможно информатика. Плюс остальные на выбор. Математика безусловно основа основ науки. Я это вам как учёный пишу. Причём здесь рисование, музыка и шахматы? Шахматы это всего лишь логическая игра, основанная на простой математике. Таких игр сотни и тысячи, а математика это АЛФАВИТ научного мышления. Без неё никуда. Чистые доказательства существуют только в математике и с помощью мат.аппарата. Рисование и музыка это хорошо, но это хобби и не является основопологающим предметом ни в науке, ни в в экономической жизни. Разве я где-то спорил, что музыка и рисование развивает мозг? Музыка, да будет вам известно, абсолютно полностью состоит из математики и описывается математическим языком. Пресловутая нотная грамота - разновидность математического языка. Причём здесь количество людей занимающихся наукой, инженерией и т.п.? Математика сопровождает нас повседневно, идёте в магазин, считаете затраты и сдачу. Открываете депозит в банке, берёте ипотеку или кредит - должны понимать что такое процент и капитализация. Математическая статистика и теор.вероятности вообще повсюду. Слава богу что не такие как вы решают, что должно быть в приоритете в школьной программе. Во всём мире математика - основной предмет, как бы в к нему не относились и не строили из себя "гуманитария", а попросту лентяя.


Спасибо вам за такое пояснение. Да будет и вам известно, полагаю, я понимаю математику не хуже вас ;)


рисование это также математика. Художников даже учат используя математический язык (и геометрию и соотношения и т.п.).


Офигеть не встать :)))
Спасибо за пояснение к пояснению.