Больше рецензий

Lady_L

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 сентября 2012 г. 01:44

929

4

Для меня книга разделилась на 2 части. Первая - зарисовки о прошлом, печаль по давно ушедшим людям, детству, вот как-то проняло до глубины сердца. Под влиянием книги захлестнула ностальгия, до слез стало жаль, что ни на секундочку не вернуть себя маленькую, молодых родителей, веры, что мы никогда не умрем)) Помимо всего, очень красивый язык у книги, роскошный прямо. Хотя некоторые рассказы добрыми и не назовешь, но есть пара забавных вещиц - Факир, например, про стареющего вруна-авантюриста. Или Поэт и муза (вот есть у меня подруга, очень похожая на героиню)

Душа-то у нее с годами становилась все богаче, и саму себя она понимала и чувствовала все тоньше, все больше жалела себя осенними вечерами: некому себя преподнести, такую стройную, такую чернобровую.
Иногда она заходила в гости к какой-нибудь замужней подруге и, одарив чужого ушастого ребенка шоколадом, купленным в ближайшей булочной, пила чай, долго говорила, все поглядывая на себя в темное стекло кухонной двери, где ее отражение было еще загадочнее, еще выигрышнее и выгодно отличалось от расплывшегося силуэта приятельницы. И было бы просто справедливо, чтобы ее кто-нибудь воспел.


Ну а вторая часть - понеслась, дикая фантасмагория: тут тебе и Пушкин, тут тебе Ленин со Сталиным, сумасшедший старичок-сомнамбула, полковники, серафимы, состарившиеся певицы. А больше всего раздражают историко-политические рассуждения. Ну сколько можно мусолить про мумифицированного Ленина, про коммуняк - надоело до чертиков. Был период, когда это было модно, но сейчас уже читать об этом противно. Ну и отсылки к богу тоже не очень - вообщем, намешано тесто, только несъедобное.
Отдельное спасибо автору за "Квадрат", в котором г-жа Толстая хорошо приложила псевдоискусство, начиная от Черного квадрата и заканчивая современными инсталляциями, которые чем гаже, тем популярнее.

"Десакрализация" — лозунг XX века, лозунг неучей, посредственностей и бездарностей. Это индульгенция, которую одни бездари выдают другим, убеждая третьих, что так оно все и должно быть — все должно быть бессмысленным, низменным (якобы демократичным, якобы доступным), что каждый имеет право судить о каждом, что авторитетов не может быть в принципе, что иерархия ценностей непристойна (ведь все равны), что ценность искусства определяется только спросом и деньгами. «Новинки» и модные скандалы удивительным образом не новы и не скандальны: поклонники Квадрата в качестве достижений искусства все предъявляют и предъявляют разнообразные телесные выделения и изделия из них, как если бы Адам и Ева — один, страдающий амнезией, другая синдромом Альцгеймера, — убеждали друг друга и детей своих, что они суть глина, только глина, ничего, кроме глины.