Больше рецензий

JackieReed47

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 февраля 2021 г. 10:12

1K

2.5 Разочарование

Знаменитый роман для одержимых филологов от Антонии Байетт, прославленной дамы английской прозы. Я начинала читать эту книгу три раза, и наконец дочитала.

Мне не понравилось.

Занудная, перегруженная сложными и душными деталями, нереалистичная история. Серьезно, что это было? Признаться, первые 200 страниц я прочитала с восторгом: какой стиль! какой слог! какая наблюдательность! Так я оценила параллели между выдуманными поэтами и исследователями, в них влюблёнными; меня зацепил момент с ванной комнатой, когда Байетт сравнивает двух героинь романа (Мод и Вэл) посредством организации баночек-склянок, как бы намекая, что порядок в доме зависит от врожденной педантичностям или эмоционального состояния.

Писательница мастерски усыпляя бдительность читателя перегруженным текстом. Она создаёт альтернативную вселенную: придумывает людей, пишет письма/дневники/поэмы, приписывая авторство персонажам. Конечно, надо иметь много времени и сил, чтобы создать такой роман, это филигранная работа, с аллюзиями, символикой, упоминаниями Фрейда. Здорово, что Байетт анализировала связи человека и текста, писала про сексуальность и спиритизм.

Я признаю достоинства, но для меня эта книга оказалась унылой и злобной. Персонажи - озабоченные, мелкие людишки, копавшиеся в грязном белье, прикрывая этот запретный интерес любовью к науке. Чувства? Где, позвольте спросить? Падуб - заучка и сноб, плевавший на женщин, его любивших. Кристабель - дама, не умеющая быть откровенной, сложная, колючая. Эллен - жена, простившая и наблюдающая за домом и бытом, пока муж плюётся знаниями. Мод - серая мышь на зелёном автомобиле, психологический возраст которой перевалил за сорок. Роланд - человек-пятно, зацикленный на одном и том же, незрелый, не способный себя обеспечить.

Во всей этой компании я хорошо понимала Вэл, ее злость, отвращение к этим мрачным филологам. Девушка, тащившая на себе содержание своего взрослого мужика, играющего в библиотеке. При этом Байетт вроде бы подчёркивает, как Вэл далека от такой одержимости поэтическими трупами, но в то же время показывает ее вздорной бабищей, которая затевает ссоры на пустом месте.

Здесь не было любви. Интерес, зависимость, любопытство, зов плоти - что угодно, но искренних чувств я почти не заметила. Только один момент меня растрогал: привязанность сэра Джорджа к жене, парализованной с тридцати лет. Пока остальные думали о письмецах и записочках, сэр Джордж думал, где бы достать новое кресло для любимой жены.

А эти охи-вздохи филологов и поэтов - просто красивые слова, бегство от реальности.

Блог

Комментарии


Вот-вот, мне тоже не понравился никто из главных персонажей. Я прям заулыбалась от облегчения, когда Вэл наконец-то бросила Роланда.


Ура, как я рада, что вы разделяете мое впечатление) Мне действительно нравилась Вэл и я тоже почувствовала облегчение, когда их отношения наконец закончились.


Я сейчас топчусь где-то на середине этой вычурной ,витиеватой тягомотины и ,боже, какая же это душнючая книга о сухих и скучных людях! Большинство героев ,именно что, бежит от реальности, хороня себя заживо под горами пыльных фолиантов в темноте склепов-библиотек, и проживая по бесконечному кругу чужие жизни, тоже (парадокс) весьма пресные. Даже чувства у них какие-то..... "бесчувственные". Затхлость и тоска, одним словом. И линия Падуба и Ла Мотт не многим лучше. Вэл - единственный более или менее живой персонаж среди всех, не член касты книжных червей. Неудивительно, что в отношении автора сквозит какое-то высокомерное пренебрежение к ней как к примитивному, приземленному созданию.


Я с вами согласна. Тягомотина с крайне неприятными персонажами. В книге нет искренних эмоций, мало любви и чувственности. Ваша фраза очень точна: «похоронили себя заживо под фолиантами». У меня сложилось такое же впечатление, дочитала с трудом и больше к Байетт возвращаться не хочу :)
Да, Вэл похожа на нормального человека)) Автор ее недолюбливает, высвечиваете пакостные, тёмные стороны, но именно из-за этого Вэл кажется живой и близкой.