Больше рецензий

countymayo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 сентября 2012 г. 23:43

637

4

Если ваш двор соседствует с летним кинотеатром и с какого-нибудь дерева виден его экран, вам безусловно повезло в жизни...

Детство... Босоногое и веснушчатое, радужное и сиротливое, золотое и одинокое... Каким оно было, советское детство? Начитавшись и насмотревшись М. Львовского, могу ответить одним словом: разное.
Если сравнивать, например, детство Коли Голикова и Нади Наумченко из комедии (комедии?) "Я вас любил...", это получается в буквальном смысле два мира - два Шапиро. В одной школе удалые детишки перекрикивают учителя: "Вы слишком нас перегружаете, перенапрягаете нашу память, ашугов из нас хотите сделать", а в другой, прямо через дорогу: муштра, железная дисциплина, хождение по струнке. [Вот в области балета и были впереди планеты всей... - сказала мама после ностальгического просмотра фильма Ильи Фрэза. Меня она от "области балета" защищала, как тигрица].
В итоге, к десятому классу Коля с Надей друг для друга инопланетяне. Первый - не всегда успешно, однако отстаивает недавно осознанную индивидуальность, право поступать не как все, оригинально, и каков результат? Мой дядя самых, самых честных, честных правил, когда не в шутку, эх, не в шутку занемог… Вторая поглощена трудом. Тяжёлым, требовательным, изматывающим трудом, который весьма не факт, что увенчается успехом. Коля со товарищи потрясён тем, что преподаватели в балетной школе постоянно одёргивают, охлопывают учеников, как лошадок. Лупят? мы бы не потерпели!

— Они не лупят, они дают нам почувствовать свое тело. Чтобы оно мягкое было… Нам потом из него лепить.
— Что… лепить? — спросил Коля.
— Все! — ответил третьеклассник.


Вот и назревает вопрос: а из нас, таких самостоятельных, надменных и способных писать стихи лучше Пушкина, - кто и что будет лепить?

"Точка, точка, запятая" - та же самая тема, но заострённая до пародии. Как это - быть обыкновенным среди талантов, вундеркиндов и без пяти минут гениев? О доле белой вороны в стае ворон чёрных написаны многие тома. А каково быть чёрной вороной среди белых? Когда запросто могут унизить, клюнуть походя. Когда та же самая физика - это не "приключение познания", коей она фактически является, а рискованное испытание, провалив которое, рискуешь остаться в дураках навечно. И руки никто не подаст, неспособному-то, физики не знающему.
Так что чёрный воронёнок Лёша Жильцов бросается очертя голову в отбеливатель...
В кинокартине, кстати, того надрыва нет, всё лиричное, смягчённое, во многом благодаря великому Никулину в роли Лёшиного папы и восхитительным песням Юлия Кима:

А я маленькая детка (метр сорок)
И ничем не виноват (а кто докажет?)
Позапрошлый понедельник (в семь пятнадцать)
Я покинул детский сад (через окно).


Напротив, старшее поколение умилённо взгрустнёт: Эх, были времена! В науке стремились выделиться, а не в прыганье из окон и употреблении доступных токсических веществ. Но какая разница, из-за чего ты изгой: из-за того, что не хочешь нюхать клей или не читал Бурбаки (Джойса, я не знаю, Бурдье)? Где разница?

"Это мы не проходили" - об условно взрослых, студентах на практике в школе. Но позволит ли хоть умственно отсталый первоклашка вопиющую бестактность, которая, собственно, и "завязывает" сюжет?

— Я, кажется, ясно сказала, что Юра Рябинин и Лена в одной группе не поедут.
— Но почему, Надежда Александровна? — взмолилась Лена.
— Я, как вам должно быть известно, не ханжа, — ответила ей заведующая кафедрой педагогики, — и у нас не институт благородных девиц, но создавать идеальные условия для преждевременных браков не входит в наши задачи.


Ханжа-то вы не ханжа, дорогая Надежда Александровна, а халда порядочная. Понятно, что её задача как куратора - обеспечивать контроль, но ведь не в хлеву же она воспитывалась, залудить такое при всём народе? Жили-были три свиньи: Нуф-Нуф, Наф-Наф и Зав-Каф...
Нет, здесь не личное свинство, это свинство общественное. И анекдот про мальчишку, который в ответ на обвинение во лжи заявил: «Я в четвертом классе, и мы только доброту и мужество проходили, а честность в пятом проходить будем», перестаёт быть анекдотом. Бесцеремонность, пронизывающее хамство, отсутствие privacy и у старых, и у малых - вот что скрывается у Львовского за милым, непритязательным фасадом молодёжности-задушевности. Хорошо, школа - казённый дом, а семья? Семья-то на что похожа? Там [в армии] из него человека сделают! - залихватски отмахивается от сына тридцатипятилетний папа, ничуть не замечая, что сын уже человек.
И, несмотря на то, что повести Львовского - всё-таки не повести, а слегка переработанные сценарии, это ощущается и по манере речи, и даже по построению диалогов, - я настойчиво советую познакомиться с ними. За неизбежной дидактичностью "старого фильма", когда сценарист был обязан исполнять должность педагога, говорят два тихих голоса:

— А я нигде не была. И, кроме этого сада, ничего хорошего не видела.
— Ерунда, еще весь мир увидишь. Хирург сказал, что если бы он не был уверен в успехе, то не стал бы и уговаривать. Сейчас из ста таких операций девяносто проходят успешно.
— А десять?
— Зачем о них думать? Ты думай про девяносто.
— А я почему-то все время про десять думаю.

Комментарии


Спасибо, Ольга, за очень хорошую (что, отнюдь, не редкость!) рецензию!
Очень хорошие фильмы сняты по этим повестям. И читала, и смотрела с удовольствием. И сейчас иногда перечитываю и пересматриваю. Кое-что, конечно, устарело, но насколько же они искренне!...
Самая любимая повесть "Я Вас любил..."


Ну, естественно, устарело, эпоха переменилась, но такое ощущение, что фильмы о детях для детей тупо позабыли, как снимать. Даже по испытанным сценариям вроде "Троих с площади Карронад". Я для себя решила: вперёд, к хорошо забытому старому.


К сожалению, это так!


А каково быть чёрной вороной среди белых?


ваще не фонтан, по себе знаю =/


Извините, что поздно отвечаю на сообщения, но... с этого места хотелось бы поподробнее.