Больше рецензий

gipsylilya

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 сентября 2012 г. 13:14

160

5

Я же маньяк же. Я же читаю в голове несколькими слоями. Вот самим детективным сюжетом наслаждаюсь. Вторым слоем - в прошлый раз - наслаждаюсь диалогом с Конаном Дойлем :) Но не в этот, диалог остался там. Была бы сказка, наслаждалась бы, разбирая её по Проппу и ДеМосу. В фантастике анализирую, среди прочего, насколько стереотипичны подачи сразу ряда факторов, в частности, этнического/расового вопроса (разнообразие подспудно присутствует, негров не выпилили :), возрастного там (в огромном количестве фантастических романов мне попадается полное отсутствие детей и стариков, ну нет их в будущем, чо; тут, однако же, есть, и прямо, и косвенно, т.е. герои свободно вспоминают, как проводили детство, не в контексте "тут нас поработили враг и стали насиловать нас, 11-летних мальчиков", а просто блин ДЕТСТВО). Ну и после Феминиума и поста Александра Трубникова о том, что есть фантастика...

Да, что есть фантастика? - это когда мы делаем какое-то фантастическое допущение, ну там например, что выпилили негров, ой, ну в общем что изобрели какую-то фиготень, и построение сюжета так, чтобы оно на этой фиготени держалось и без неё не могло, т.е. чтобы она не была не более, чем антуражем.

У Громыко тут допущение такое: киборгов, конечно, будут так создавать, чтобы потенциально мыслящая часть их мозга подавлялась процессором, во избежание появления у них личности; но вдруг у одного киборга что-то сбойнёт, и мозг начнёт развиваться? Так, что внутри взрослого тела начнёт жить и развиваться мальчик. В тех условиях, когда этому мальчику с самого начала ясно (он же может пользоваться информацией процессора с момента рождения, его становление не имеет ничего общего с "научиться ходить; научиться говорить" и т.д.), что само его существование - повод его убить. Существо, живущее с постоянным чувством тела, принадлежащего ему только частично (знакомая тысячелетиями проблема девочек/женщин, кстати, так что получился ненароком гендер-свитч). Ребёнок, жаждущий безопасности и любви так же сильно, как и любой другой... и не имеющий на них права.

Да, "внешне" сюжет о том, как почту развозят и пиратов одолевают. А на самом деле - как этот ребёнок налаживает контакт с принявшей его семьёй. Когда и необходимо, и страшно принять то, что тебя любят. Ну вот так примерно.

Но там, за вторым слоем, на третьем, ещё допущение.

Это мир, в котором неравенство полов рудиментарно. То есть отсутствует, хотя остались в качестве игрового момента всякие внешние штучки, типа имиджа секси-львицы (заказчица Аайда) или заи-лёгкого-поведения (на примере сбоя программы, обслуживающей корабль). Есть сеть секс-услуг, правда, но мы не знаем, действительно ли в ней эксплуатируются живые женщины, с описанным бытом с большой вероятностью нет. В каких амплуа вообще присутствуют женщины? Ботаник-на-борту (Полина), пилот корабля (Ритт), крупная предпринимательница, две артистки, присевшая на тренд журналистка, официантка, плантационные рабыни пиратов неясного происхождения (одна из них опекает незадачливого парня-новичка), женщина-рудокоп, а также, фоном вместе с мужчинами, горожанки на планете религиозных еретиков. Другими словами, вполне вариативный набор ролей. Подчёркивается это и тем, как себя с ними ведут окружающие мужчины. Полина получает приятельскую затрещину без оглядки на "приятельские затрещины только для мальчиков" (интересно и то, как о ней упоминают в разговоре с другими, всё абсолютно не в контексте пола, а в контексте роли Ботаника-на-борту или, в случае с пиратами, родственных отношений с пленником). Тед не демонстрирует никакого Специального Уважения для Женщин-Пилотов, которыми так страдают авторы, вводящие женщин-пилотов, общаясь с Ритт. Разговор о сексуальности Аайды всплывает именно потому, что она подаёт себя нарочито сексуализированно и даже позволяет себе лёгкий харассмент по отношению к Станиславу. При этом пол не отрицается от слова вообще, просто он не встаёт между двумя людьми при не-сексуальных отношениях; и, кстати, гамма этих отношений никак не обеднела, существуют флирт, ухаживание, брак, партнёрство, случайные связи с полным взаимоуважением.

В одном месте автор здоровски подшучивает над нашими стереотипами о ролях женщины. Тед, измученный тем, что все сравнивают его шорты с юбкой, идёт НОЧЬЮ по космодрому, его окликает женщина в коротком открытом платье со словами: "Привет, КОЛЛЕГА". Наши первые ассоциации: приняли за проститутку. Первая реакция Теда: он предполагает, что перед ним тоже пилот, и не ошибается.

Можно, конечно, вспомнить, что тот же Тед подумывает о стереотипическом "отшивании нахала", когда с Полиной заигрывает некий местный мачо-с-ранчо (кстати, подчёркивается, что он утрирует свой пол именно для флирта; в других ситуациях свой пол не пытается подчеркнуть никто), и говорит Дэну, что вслед за флиртом и угощением в кафе будет секс (по реакции Полины мы видим, что её удивляет такое видение мира). Но чуть далее Тед рассказывает, что родом из фермерской семьи с какой-то очень милой, но вполне задницы мира. Т.е. это взгляды на жизнь мальчика-из-деревни, несколько отсталого от времени.

Но что кидается в глаза особенно: в этом мире женщины имеют только отдалённое представление о том, что такое "сексуальное насилие", и никак не соотносят его с вероятной опасностью. Это нечто настолько теоретическое, что Полина, сталкиваясь с ним, до последнего момента не может его распознать. У неё нет в голове специального шаблона "как вести себя с агрессором, чтоб он был не такой агрессивный", хотя ей и пытаются объяснить те, кто уже пострадал (дело происходит на плантациях пиратов). У неё просто эти советы не стыкуются с картиной мира. Полина не ведёт себя ни как Покорная Жертва, ни как Наглая (Гордая) Жертва. В общем и целом её мысли укладываются в "Какая гнусная и нелепая вещь происходит". Она испытывает свои чувства... и тут же анализирует их и ситуацию. И она не выглядит ни сломленной, ни готовой сломаться.

Более того, поражает психологическая устойчивость героев вообще. И этоне выглядит неестественно. Это такая идеальная психологическая устойчивость людей с идеальным детством, не знавших даже серьёзного эмоционального насилия. Они не упиваются убийствами/калечением, не шокируются им до ступора и сумасшествия, но и не воспринимают подобное, как нечто нормальное. Тед, кидая трупы пиратов на съедение хассам, "смущён". Он не злорадствует, не насмешничает, не рефлексирует, не ужасается своей аморальности. Он просто делает то, что ЛУЧШЕ БЫ не делать, но ситуация требует. И так во всём.

Да, это действительно - будущее, а не настоящее в антураже.

п.с. На сцене, где Дэн стал длинноволосым брюнетом, я заорала ДААААААААААААА и стала носиться по квартире. Правда, в душЕ.

Оригинал в блоге