Больше рецензий

26 февраля 2021 г. 21:46

911

5 киногерой: путешествие вовне и внутрь...

Какое же это интеллектуально-душевное наслаждение — погружаться в мир кинотворчества максимально глубоко и выносить из него драгоценные для осознания себя и мира и полезные для понимания этого вида искусства вещи! Не скрою, моя киномания вполне нашла повод удовлетвориться при чтении этого первого в своём роде русскоязычного пособия, написанного преподавателем курса «Психология для сценаристов» в Московской школе кино, практикующего психолога и терапевта:
⠀⠀Татьяна Салахиева-Талл, «ПСИХОЛОГИЯ В КИНО: Создание героев и историй», издательство «Альпина нон-фикшн», 2020.

картинка AntonKopach-Bystryanskiy

Во-первых, это отлично структурированный текст, посредством которого читатель вне зависимости от теоретических познаний в области психологии пропутешествует по миру любимых фильмов за руку с отличным психотерапевтом. Во всяком случае, с большей частью упомянутых фильмов (130!) любой любитель кино знаком не понаслышке и смотрел не раз. От общих сведений о психологии, кино, авторе и зрителе, их взаимоотношений и пересечений, от исторического обзора изменений и тенденций, случившихся в западном и нашем отечественном обществах за последние полвека, вы переходите к подробному разбору психологии киногероя, к теме создания глубокого и достоверного характера, а также к анализу формирования истории в связи с полученными знаниями.

Во-вторых, это весьма полезное практическое пособие по пониманию кино и созданию киногероя, убедительного и живого в контексте сценария и фильма. Пользуясь обширным материалом в данной сфере (Дж. Кэмпбелл, «Тысячеликий герой»; Кристофер Воглер, «Мифологические структуры»; Линда Сегер, «Арка истории»; Джон Труби, «22 шага к созданию успешного сценария»; Майкл Хейг, «Шесть ступеней сюжета» и др.), автор изложила путь героя как некую универсальную историю избавления от невроза. Больше внимания уделено невротическому типу, чуть менее — нарциссическому и пограничному, потому что невротиков большинство и по большей части они представлены в кино (как и в жизни).

«В основе хорошего сценария лежит процесс раскрытия, разворачивания и проживания внутреннего конфликта героя через поступки, провоцируемые происходящими событиями, в системе отношений с другими персонажами»


В-третьих, это доступно изложенная интересная книга по современной психологии, где яркие примеры и иллюстрации из мира кино и фильмов помогают оттолкнуться от теории, применить к себе и своим близким/знакомым приведённые схемы и анализ поведения, найти ключи к пониманию себя, решить свои проблемы и найти ответы на личные вопросы, ведь чего скрывать, когда мы смотрим кино (или читаем книгу), мы зачастую отождествляем себя с протагонистом.

⠀«Невротическое общество нуждается в герое, преодолевающем невроз, который отправляется в мифологическое путешествие, справляется с внутренними и внешними барьерами, проходит процесс инициации, находит себя и становится "властелином двух миров"»

Теория и методология гештальт-психологии, накопленные здесь психотерапевтические знания, личный опыт автора как практикующего терапевта, преподавателя, а также давняя работа как консультанта-психолога с режиссёрами и сценаристами — всё это дало замечательный плод в вида издания, которое можно смело рекомендовать не только людям пишущим и работающим в сфере кино и драматического искусства, но и любому читающему и пишущему человеку, особенно если вы любите кино так, как люблю его я.

С удовольствием читал и открывал для себя знакомые фильмы и героев с новых ракурсов и углов зрения, на каждой странице делал массу подчёркиваний и ставил много пометок. Особое спасибо за анализ и многочисленные упоминяния фильмов любимого режиссёра Ларса фон Триера, за «Пианистку» Ханеке, за подробные выкладки по фильму «День сурка», за фильмы А. Тарковского и А. Звягинцева...
Рекомендую! Книга точно войдёт в разряд любимых, к которым я возвращаюсь и которые под рукой.