Больше рецензий

17 сентября 2012 г. 01:06

483

1

Мне даже как-то не ловко, но я правда была в шоке увидев сколько у этой книги положительных рецензий! Быть может это меня так Крапивин испортил? У него же все дети живые и настоящие, они и радуются и грустят, дружат, воюют и побеждают. Там настоящие миры, истории, в которые веришь. Там истинные чувства, реальные проблемы, логичные действия… Тут же…
Сюжет пьесы прост: в ночь под Рождество мальчика и девочку Тильтиль и Митиль (не правда ли автор, должно быть, долго думал над именами?) посещает Фея Берилюна. Внучка Феи больна и спасти её может только Синяя птица. Благодаря волшебному подарку Феи дети получают возможность видеть душу вещей. Неживые предметы Часы, Огонь, Вода, Хлеб преображаются в живых существ со своим характером. И все вместе они отправляются в опасное путешествие за сказочной Синей птицей.
Как сказано у меня в предисловии к книге, пьеса написана в 1905 году бельгийским писателем и впервые была поставлена 13 октября [30 сентября] 1908 года во МХАТе. Глубокая идея автора (как по мне прилагательное стоит взять в кавычки) состоит в том, что надо «быть смелым, чтобы видеть скрытое». Действительно, Тильтиль и Пёс демонстрируют выдающуюся смелость: они открывают двери со всякими страшными тайнами, идут ночью на кладбище и противостоят душам деревьев и животных. Смело? – Безусловно! Умно? - С чего бы?..
Давайте подумает, а зачем они вообще пошли за этой птице и как им поставили задачу и кто…
Ночь… Уже все спят и тут:

«дверь приотворяется и пропускает старушонку в зеленом платье и в красном чепце. Она горбата, хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой. Сразу видно, что это - Фея.»


Вот где это видно?! Откуда такой вывод?! Ладно ведьма, ладно волшебница (они тоже разные бывают), но фея?! Или это юмор такой? Тогда это будет единственная попытка пошутить на всю книгу. Неудачная попытка.
Далее это «Фея» сразу требует у мальчика отдать его птицу. Почему именно его? Их мало на природе летает? Не известно. Но видимо именно из-за мальчишеской «жадности» (ведь своё иметь это так плохо! – см. главу про Человеческие Радости) она посылает детей за сим очень нужным ей предметом со словами:

Митиль. У Тильтиля есть птица.
Тильтиль. Я ее не отдам...
Фея. Почему?..
Тильтиль. Потому что она моя.
Фея (надевает очки и рассматривает птицу). Я такую птицу и не возьму - она недостаточно синяя. Вам придется пойти поискать ту птицу, которая мне нужна.
Тильтиль. А я не знаю, где она.
Фея. Потому-то и надо ее искать. Я ищу ее для моей внучки моя внучка очень больна.
Тильтиль. Что с ней?..
Фея. Трудно понять. Она хочет быть счастливой...


Нормально, да? А то, что мальчик без птицы, возможно, не сможет быть счастливым это ничего? Мелочь? Таким образом, так называемая фея ищет птицу для своей внучки (не иначе как денег на рождественский подарок не хватило), для чего сперва пытается отобрать у ребенка его чахлого дрозда. Затем, когда не выходит, быстренько перекладывает на них свою обязанность. Видимо, чтоб дети не свернули и "правильного пути", она приставляет к ним Кошку и Пса, а так же таких «нужных» персонажей как Вода, Огонь и т.п. (которые только болтали, ссорились, и один раз помогли закрыть двери, правда без них никак было не обойтись?). И потом в обязательном порядке приказывает отправляться за Птицей:

«Фея. Боже мой, как вы глупы!.. Как вы глупы и трусливы!.. Значит, вам больше нравится жить в дрянных футлярах, в люках и в кранах, чем идти с детьми за Синей Птицей?..

Вежливо попросила, ага.
Почему же послали именно этих детей? Что можно сказать о Митиль я вообще не представляю, поскольку у неё слов и действий еще меньше чем даже у того же Пса, она – просто придаток к своему братцу, чтоб тому было кого защищать.
Сам же Тильтиль – маленький мальчик, медленно соображающий, и всю книгу перебывает в уверенности о своей исключительности:

Дух Дуба. Ваше единодушие вполне естественно... Теперь нужно только во избежание кары выбрать для него казнь наиболее целесообразную, наименее нас уличающую, наиболее быструю и наиболее верную, чтобы после, когда Люди найдут в лесу трупы детей, на нас не пало подозрение...
Тильтиль. Что все это значит?.. К чему он клонит?.. В конце концов, мне это надоело... Синяя Птица у него, пусть он мне ее отдаст...»

Слова достойные маленького принца, а не бедняка! Помните, как в фильме про красную шапочку: «А мне нет дела до твоего дела!.. я велю разжечь костер…
И к тому же достаточно неуравновешенный. Какая резкая смена эмоций:

Тильтиль. Поймали, поймали!.. Вон сколько!.. Там их тысячи!.. Вот они!.. Гляди!.. (Подносит птиц к Свету и вдруг видит, что они мертвые) Ай!.. Да они мертвые!.. Кто же их умертвил?.. И твои тоже, Митиль!.. И у Тило тоже. (В бешенстве швыряет мертвых птиц наземь.) Ах, какая подлость!.. Кто же их убил?.. Что я за несчастный!.. (Закрывает лицо руками; все тело его сотрясается от рыданий.)

Радость – Бешенство – Грусть, Отчаяние: очень одаренный ребенок.
А уж его наивность просто поражает:

Дух Дуба. Твой отец наделал нам много зла... В одной только моей семье он перебил шестьсот моих сыновей, четыреста семьдесят пять дядей и теток, тысячу двести двоюродных братьев и сестер, триста восемьдесят невесток и двенадцать тысяч правнуков!..
Тильтиль. Мне это неизвестно, сударь... Думаю, что он не нарочно...

Действительно, дровосек не хотел рубить деревья! Он спортом занимался, но с координацией плохо – вот по деревьям зарубки расставлял. А как иначе?
Еще очень раздражало постоянное обращение Пса к детям – «мои божества!». Да, собаки очень верные животные, но у них же тоже есть своя гордость и чувство собственного достоинства. Тут же все его поведение можно выразить в цитате:

Пес. Дай, я тебя поцелую за то, что ты меня побил... (Набрасывается на Тильтиля с ласками и поцелуями.)


А как понимать этот диалог?

Волк. Дурак!.. Ведь ты же наш брат!.. А его родители утопили твоих детей!..
Пес. И хорошо сделали!.. Туда им и дорога!.. Они на тебя были похожи!..


Звучит кощунственно! То предыдущий щенок в мире мертвых бегает, то убийство маленьких цуциков – «туда им и дорога». И почему они похожи на Волка? Это Пёс волчицу обрюхатил или сомневается в своих родительских талантах?
Единственные персонажи всей книги, которые вызывают симпатию и действия которых хотя бы понятны, это Кошка и Госпожа Ночь. Почему? В обязанности Ночи входит охрана Тайн Природы от Человека, защита всех живых существ от его власти. И она честно пытается их выполнить, сделать все возможное, чтоб не допустить обратного. Кошка же – верная слуга Ночи, и все её действия обусловлены попыткой помочь своей госпоже. Так почему Пёс, который либезит и пресмыкается перед человеком, – хороший, а Кошка тоже верно служащая своей хозяйке – плохая? В чем разница?! Только в объекте службы? Человек - венец природы, ну-ну..
Вообще персонажи дерутся и целуются постоянно. Я сперва считала, что поцелуи были в щеку, но концовка лишила меня такой иллюзии:

Мать Тиль. Тильтиль, что это с тобой?.. Девочку испугался?.. А ну, поцелуй-ка ее!.. Только покрепче... Еще крепче!.. А ведь такой всегда бойкий!.. Еще разок!.. Да что с тобой?..

Действительно, что это с ним? А потом мы говорим, что дети в последнее время испорчены телевизором и потеряли всякий стыд. Ага, а что тогда про этих говорить? Напомню, что судя по тексту Тильтилю не больше 7-9 лет. Знакомые дети 10 лет уже намного умнее этого ребенка. А любящая маман призывает в зазос расцеловать незнакомую девочку. Вершина материнской любви и родительского воспитания.
Я читала, что данное произведение кто-то рисковал читать малышам 4-5 лет. Считается, что в этом возрасте дети обожают задавать вопросы. Так вот мне интересно как любящие мамы объяснили своим чалам слова типа «пошлость» и «оргия».

Душа Света. Разумеется Они не злые, но они пошляки, да еще к тому же довольно плохо воспитанные пошляки!..

Во время этого разговора толпа Тучных Блаженств пониже сортом окружила Пса, Хлеб и Сахар и вовлекла их в свою оргию.


Что касается воспитания, то видимо, по мнению автора, тумаки и затрещины – лучший способ воспитания достойной смены:

Дедушка Тиль (дает Тильтилю звонкую затрещина). Вот тебе!..
Тильтиль (на мгновение оторопел; прикладывает руку к щеке и неожиданно приходит в восторг). Да, да, точно такие оплеухи ты давал мне, когда был жив... Если б ты знал. Дедушка, как это приятно - получать от тебя пощечины!.. Дай, я тебя за это поцелую!..

Неужто зачатки мазохизма? Замечательно!
Еще очень полезно будет внушить маленькому наивному человечку, который только пришел в этот огромный, невероятный, прекрасный мир, что все вокруг против тебя. Бей первым, чтоб не ударили тебя. Я, конечно, против библейской покорности и смирения (правая и левая щеки и т.п.), но осложнять жизнь собственному ребенку я бы все же не рискнула.

Тильтиль (вытирает нож). Хорош бы я был без Пса и без ножа!.. Я не представлял себе, что они такие злые!..
Душа Света. Теперь ты понимаешь, что в этом мире Человек - один против всех...


Еще автор затрагивает одну милую тему, что можно назвать как «Бедность – это хорошо, богатство – зло и вообще грех!». Этому примеров вообще масса. Даже приводить лень, и так рецензия на четвертый лист перешла, кому интересно сами найдите. Начиная от облизывание Тилей на улице стол богачей (напоминаю: Рождество, зима на дворе!), заканчивая Тучными Радостями, ведь Радость Богатства было чуть ли не самым толстым и страшным по описанию.
Последний рефрен, который будет закладываться в голову будущих граждан нашего мира «Справедливости на свете нет» и точка. А потом мы удивляется, что выросшие на таких сказках дети не гнушаются и слоника подозреваемым сделать и взятку требовать у пенсионерки. А как иначе можно понять такую фразу?

Вот впереди всех - Великая Радость Быть Справедливым, она улыбается всякий раз, когда нарушенная справедливость восстанавливается. Я еще молодо, и поэтому мне пока не приходилось видеть ее улыбку.

Конечно можно понадеяться, что просто еще никто не нарушал справедливости, но это отрицают предыдущие ситуации.
Одним словом, конечно, это очень милая, добрая и полезная для детей сказка. Нет никаких сомнений! Вот нисколечки! Если бы не Флешмоб и злость на эту писанину – бросила бы книгу еще на первой главе. Детям это можно читать, только если очень хочется испортить им жизнь.
Единица за «многа букаф».
З.Ы. А эта мнимая фея дрозда все же у ребенка забрала. Хороший манипулятор: мальчик сам в конце концов птицу отдал.

Комментарии


Будите смеяться, но я после вашей рецензии добавляю книгу в хотелки. Буду читать)


Тоже хлеб) На вкус и цвет как говорится... Зато свое мнение сформируете. Поделитесь потом?))


Я очень смутно помню спектакль, маленькая была. В общем-то, остался в памяти только человек-сахар, который ломал и съедал что ли свои пальцы. Или давал есть другим? В этом было что-то извращенно-сексуальное, я такое всегда запоминаю.


Да, Сахар себе пальцы выламывал, а Хлеб себе из живота куски вырезал, чтоб деток покормить. Как по мне, после того как поговоришь со всеми Душами - станешь самым ярым вегетарианцем, если не больше)