Больше рецензий

wondersnow

Эксперт

Сердце воительницы, душа сказочницы.

26 февраля 2021 г. 15:57

2K

4 Играя в жизнь.

«Войдя в театр, она почувствовала, что стряхнула с себя наваждение, как дурной сон, от которого пробуждаешься утром. Здесь, в своей уборной, она вновь стала себе хозяйкой, и все события повседневной жизни утратили важность. Ей ничего не страшно, пока в её власти есть такая возможность обрести свободу».

Я всегда искренне восхищаюсь людьми, которые знают, чего они хотят от жизни. Впрочем, порой одного этого недостаточно; хоть мы все и считаем себя уникальными снежинками личностями, талантом, настоящим талантом, обладают немногие. Таких людей невозможно не заметить, они в прямом смысле этого слова сияют, и даже если ты по ряду причин им не симпатизируешь, всё равно признаёшь, что в их деле они – лучшие. Именно к таким людям и относится непревзойдённая героиня сего романа, актриса непростого ремесла, которая играла свою роль даже за кулисами (куда же без песни великого, да).

Джулия Лэмберт поначалу вызывала одни лишь негативные эмоции. Тяжело испытывать симпатию к женщине, которая, боготворя только собственную персону, считает всех остальных непроходимыми глупцами. Однако, спустя какое-то время я, понаблюдав за её окружением, внезапно задалась вопросом: а почему, собственно, она должна думать о других? Принято считать, что человеку не пристало быть эгоистом, но что плохого в том, что человек любит себя и заботится о собственном комфорте? Разве обязательно человек должен предавать собственные интересы ради других, к чему вообще эта пустая жертвенность, которую вряд ли кто-то вообще заметит и оценит? Если бы Джулия в определённые моменты своей жизни поступилась бы своими мечтами и сделала то, чего требуют (иного слова и не подобрать) знатоки добродетели и нравственности, в выигрыше остались бы все, кроме неё самой. Стоило бы оно того? Оценили бы её жертву эти равнодушные к ней мужчины, которые использовали её в своих целях? Ответ, думаю, очевиден. Немного другая ситуация складывалась с давними друзьями дамы, которые годами носили в себе преданную любовь к ней, а она вовсю этим пользовалась, но опять же, ведь и с их стороны присутствовал элемент эгоизма, ибо что вдова, что джентльмен любили не сам объект своей страсти, а лишь те её образы, которые она умело подбирала, проводя с ними время, и ответная любовь им была ни к чему, они получали удовольствие от самого процесса восхищения и страдания, так что каждый в итоге получил то, чего хотел. Кто в итоге и пострадал из-за эгоцентричности Джулии, так это её сын, мир которого с детства был разрушен пониманием того, что он не знает настоящего лица своей матери, что его, возможно, и вовсе нет. Их беседа была для меня апогеем всей этой истории: «Когда ты заходишь в пустую комнату, мне иногда хочется внезапно распахнуть дверь туда, но я ни разу не решился на это – боюсь, что никого там не найду». И ведь она так до конца и не поняла глубинного смысла сей фразы, она предпочла удовлетвориться мыслью, что её сын слишком юн и глуп. Роджера было очень жаль ещё и оттого, что его случай весьма распространён; вот уж кому эгоизм и не должен вредить, так это детям, но, к сожалению, Джулия просто не знала, как это – не играть мать, а быть матерью.

А умела ли она вообще чувствовать? Возможно, она и правда являет собой образ пустого человека, который рождён для того, чтобы наполнять себя чужими образами и блистать на сцене, демонстрируя людям их собственные радости и горести. Её финальный монолог был дивно хорош: «Все люди – наши сырьё. Мы вносим смысл в их существование. Мы берём их глупые мелкие чувства и преобразуем их в произведения искусства, мы создаём из них красоту, их жизненное назначение – быть зрителями, которые нужны нам для самовыражения». Благодаря искусству и творцам мы окунаемся в великолепный чувственный мир, который заставляет нас переживать эмоции небывалой силы, но, если подумать, ничто из представленного не ново, всё это уже когда-то проходили, и именно люди, подобные Джулии, способны продемонстрировать всё это в самом лучшем виде, ибо, берясь за роль, они буквально становятся этим персонажем. Было занимательно наблюдать за тем, как Джулия даже в реальной жизни играла свои роли, постоянно вспоминала реплики из пьес, повторяла движения, думала о том, как она выглядит со стороны... И в то же время следить за этим было страшно, потому что иметь дело с таким человеком я бы не хотела. Но смею ли я критиковать её за это? Нет. Потому что это её жизнь, это её путь, это её реальность: «Говорят: игра – притворство. Это притворство и есть единственная реальность». Так что да, я восхищалась Джулией, но в то же время я испытывала к ней неприязнь. Опасное сочетание, надо сказать.

Впрочем, у Моэма никогда не бывает однозначности, тем его герои мне и нравятся. Невозможно было не заметить под конец романа, как же он преклоняется пред Джулией, как сильно его восхищение, и, наблюдая за её финальным триумфом, я полностью разделяла его чувства, ибо было сложно не испытать восторг, до того красиво и элегантно она обыграла тех, кто так хотел оставить её в дураках. Я была уверена, что в конце будет классическое падение героини, но нет, никакого падения, королева продолжила восседать на своём троне, свысока наблюдая за простыми смертными, и это был лучший исход, какой только можно было придумать, потому что да, Джулия Лэмберт довольно противоречивый персонаж, к таким людям лучше не приближаться, но как же ярко она сияла в лучах своего таланта! Конечно, смотря на то, насколько пуста и нелицеприятна её реальная жизнь, невольно думаешь о собственной жизни и тех ролях, что порой приходится в ней разыгрывать, все выходы и уходы, все реплики и паузы... Какое же это всё-таки счастье – знать, кто ты на самом деле, знать все свои достоинства и недостатки, и, что самое главное, иметь рядом с собой людей, которые любят тебя такой, какая ты есть. И не нужны никакие роли, и не нужны никакие сцены, и не нужны никакие драмы, для всего это есть он – театр.

«Актёрская игра не жизнь, это искусство, искусство же – то, что ты сам творишь».