Больше рецензий

PavelMozhejko

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 февраля 2021 г. 11:29

125

5

«Путь самурая обретается в смерти.» (Ямамото Цунэтомо «Хагакурэ. Сокрытое в листве. Кодекс чести самурая»)

Ничего не говорит о самурае лучше, чем его путь. «Путь самурая» - уже настолько укрепившийся в массовой культуре мем, что давно ассоциируется не только с Японией. Начальная и конечная точка этого пути известны. Первая – начало обучения у Мастера. Вторая – гибель в бою. Путь этот должен быть прямым, как натянутая тетива, препятствия –устранены, враги – побеждены, истина – найдена. Кстати, об истине! Именно цель, к которой движется каждый настоящий или образный «самурай», делает эти истории интересными. Графическая новелла «365 Самураев и Множество Мисок Риса» - это еще одна история про «путь воина», внешне очень японская, но с оригинальной подачей и «тарантиновским» задором.
картинка PavelMozhejko
***
Однажды юноша Нинген покидает свое додзё. Через пять дней он встречает таинственного странника, представившегося как Кузумидо. Тот говорит, что ждал встречи с Нингеном, и что он убил всех учеников школы фехтования вместе с Наставником. Разъяренный Нинген пытается зарубить незнакомца, но тот спокойно уворачивается от всех ударов, даже не достав своего меча. Нинген в растерянности просит убить себя, но Кузумидо сохраняет ему жизнь и обещает еще одну встречу. Кузумидо дал слово Нингену, что тот узнает смысл жизни только после того, как убьет 365 самураев и съест столько же мисок риса. Таков был обет, данный мечу. Четыре поры года сменяют друг друга. В каждой Нингена ждёт встреча с женщиной, которая дарует ему свою заботу и любовь. К лету он достиг своей цели, в многочисленных боях победил 365 самураев, включая самого Кузумидо, но смысл жизни при этом так и не постиг. И тогда, Натцу, последняя из встреченных Нингеном женщин, говорит ему, что осталось убить еще одного самурая, и это… сам Нинген.
картинка PavelMozhejko
***
У швейцарского художника, иллюстратора и графического дизайнера Жана-Филиппа Калонджи получилась очень поэтическая и даже эпическая история. Несмотря на то, что в ней характерная для американской культуры экшн-подача и довольно прямолинейная и предсказуемая история, практически отсутствуют реплики и сами японцы нарисованы в далекой от традиционной для Японии и эпохи Эдо стилистике, возникает ощущение, что это именно «японский» комикс, нарисованный японцем. На это работают сюжетные ходы, которые использовал автор.
Повествование разбито на 4 части, каждая из которых соответствует отдельной поре года: осень, зима, весна и лето. Таким образом, все события истории очерчивают один год, вторя клятве Нингена: убить 365 самураев. Число 365 однозначно намекает на количество дней в году, а стало быть каждое убийство, каждый день – это новая доля опыта, новый пройденный отрезок на пути к смыслу жизни. Такие параллели делают композицию произведения интересной. Взаимосвязь убийств (пути воина) и четко регламентированного времени задает темп повествования и говорит одновременно о том, что нет времени, свободного от обязанности приближаться к заветной цели: каждый день – один победный бой, одна миска риса. Повторить 365 раз. Практика и самоорганизация.
картинка PavelMozhejko
Очень красив образ четырех женщин, которых встречает Нинген на своем пути. Осенью его накормила теплым ужином Аки. Зимой его лечила от ран Фуйу. Весной в лесу свою любовь ему дарила Хару. Наконец, летом Натцу помогла ему обрести смысл жизни, ассистировав при ритуале харакири. Через эти четыре образа взаимоотношений Калонджи выписал все четыре доступных способа любить воина: кормить, лечить, ублажать и провожать в иной мир.
картинка PavelMozhejko
В этой графической новелле очень мало слов. С одной стороны, это дает пространство для действия, да и в бою на мечах нет времени на слова. С другой стороны, эта молчаливая усердность, с которой Нинген идет по своему пути, эта сосредоточенность и взвешенность каждого слова, придают каждой фразе лаконичность афоризма, а слову - вес золота. В конце концов, мужчина и воин славится поступками, а не словами.
картинка PavelMozhejko
Ну и наконец, плох тот самурай, чью жизнь не прервал холодный меч. Казалось бы, история предсказуемо заканчивается ритуальным самоубийством главного героя (на самом деле не заканчивается, но об этом вы узнаете, прочитав книгу). Вот она, логичная последняя точка жизни истинного воина. Но говорит она не о том, что рассказ просто закончен. А о том, что понять смысл жизни можно только отдав все. Абсолютно все. Все что осталось у Нингена, это потрепанная одежда, острый меч и собственная жизнь. Его наставники и друзья убиты, его любимая женщина погибла от рук наемников, клятву собственному мечу он выполнил, тем, кого встретил на пути помог… И тогда Натцу ему подсказывает, что настоящая свобода, ставящая тебя наравне с самой Жизнью, сможет наступить только тогда, когда отдашь все оставшееся, что гнетет разум, печалит сердце и будит воспоминания, отдашь остаток своей жизни.
Все вышесказанное позволяет сказать, что «365 Самураев и Множество Мисок Риса» - это не бездумный самурайский боевик, а поэма о воине. Редкий случай для графических новелл.

***
Помимо сюжета, следует обсудить и графику этого комикса. Она по-своему оригинальна. Жан-Филипп Калонджи обладает с одной стороны экономным и каллиграфическим, с другой стороны очень энергичным и четким стилем рисования. На его рисунках каждая деталь имеет смысл и играет свою роль. Калонджи выбирает самый верный способ, чтобы акцентировать на них внимание, оставляя фон белым. В комиксе не очень много действующих лиц, большинство из них появляется на несколько страниц, чтобы вскоре погибнуть от меча главного героя. Но обратите внимание на то, как легко читаются характеры за каждым лицом как будто бы случайных людей. Сразу видно, кто из них осторожен, кто труслив, кто самонадеян… Характеры, выраженные через лица – еще одно доказательство внимания автора к деталям.
картинка PavelMozhejko
Но есть в этом комиксе главный оригинальный прием. Графические новеллы с минимумом слов или вовсе с их отсутствием периодически издаются, взять хотя бы новеллы Шона Тана. Но вот комиксы с абсолютным минимумом окон на одну страницу – редкость. И этот – один из них. «365 Самураев и Множество Мисок Риса» построены по схеме: 1 страница – 1 окно – 1 рисунок! И при этом, это ооочень динамичный роман!
Дело в том, что большая часть информации в комиксах содержится не в окнах, а условно «между» ними. Соотношением нарисованного в окнах комиксах, размещение этих окон относительно друг друга, частота и размеры окон – все это инструменты, позволяющие художнику оперировать действием и временем. Это хорошо проиллюстрировал в своей книге «Понимание комикса. Невидимое искусство» Скотт МакКлауд (см. мою рецензию с конспектом!).
картинка PavelMozhejko
Если же автор размещает на всю страницу лишь одно окно, то динамику времени и действия приходится «упаковывать» в одну иллюстрацию. А это требует иного, более внимательного подхода к рисованию, нежели в традиционном комиксе. Отсюда внимание Калонджи к деталям и зачистке иллюстраций от всего лишнего, чтобы все в комплексе говорило и работало на продвижение сюжета. Из-за такого подхода, каждая страница комикса с единственной иллюстрацией на ней – это отдельная полноценная сцена, история. А всего их почти четыре сотни (таков объем комикса)! Давайте посмотрим, как это выглядит.
картинка PavelMozhejko
На иллюстрации выше мы не видим боя. Но по свежей капающей с меча крови понимаем, что противник только что был повержен. Более того, очевидно, что он именно повержен, а не ранен, ведь иначе главный герой не смог бы стоять настолько спокойно, что даже падающие осенние листья кажутся стремительными. Целая сцена в одной иллюстрации. А вот еще одна.
картинка PavelMozhejko
На первый взгляд, кажется, будто персонажи спокойно стоят под дождем и кого-то ждут. На самом деле это противники, и через мгновение они нанесут друг другу удары. Мы пониманием, что на мокром грунте, пропитанном ливнем, трудно было не услышать чужие шаги, и оба противника уже знают о присутствии друг друга, но еще не успели среагировать. Художник в этой иллюстрации превратил время в пружину спускового механизма. Читателю так и хочется сказать: «Ну, давай же, повернись быстрее!». Так действие разрушает четвертую стену и втягивает в сюжет самого читателя.
картинка PavelMozhejko
А вот еще одна интересная сцена. Горы впереди – метафора предстоящих трудностей оставшегося пути. Безжизненная рука на переднем плане – смерть, посеянная героем позади. Дождь – метафора времени, которое смывает все следы…

***
У Жана-Филиппа Калонджи получилась интересная, красивая, умная графическая новелла, с авторским подходом к структуре иллюстраций и их содержанию. Этот комикс легко и быстро читается, но его страницы хочется долго рассматривать, ведь в каждой из них скрыто быстрое движение острой катаны.

! Официально комикс «365 Самураев и Множество Мисок Риса» на русский язык не переводился и на русском языке не издавался. В сети есть любительский перевод на русский язык. Именно его я и читал. Для тех, кто более-менее знает английский язык, не составит труда прочитать оригинальное издание, благо текста в комиксе немного.


МОЕ МНЕНИЕ ОБ ИЗДАНИИ:
Я читал любительский перевод на русский язык в электронном формате. Официально книга на русский язык не переводилась. Оригинального издания в руках не держал и ничего конкретного про него сказать не могу. В комиксе 392 страницы.

ПОТЕРЯЛ БЫ Я ЧТО-НИБУДЬ, ЕСЛИ БЫ ЕЕ НЕ ЧИТАЛ:
Да. Это оригинальный комикс с красивой историей и запоминающейся графикой. Читается быстро, но оставляет долгое «послевкусие».

КОМУ ПОРЕКОМЕНДОВАЛ БЫ:
Всем, кто любит Японию, фильмы и книги о самураях, и при этом читает комиксы. Тем, кто как и я любит оригинальные, не серийные комиксы с авторским почерком.

ВИДЕО В ТЕМУ: Экшн про самураев можно найти в самых разных жанрах. «A Samurai Story» от канала «Twin Tales» - это сатирическая пластилиновая анимация с неожиданным финалом. Еще одна грань западного взгляда на японскую культуру.

06:20

<= эта рецензия в общем доступе