Больше рецензий

Tin-tinka

Эксперт

По моему скромному мнению :)

25 февраля 2021 г. 09:36

585

4.5 Давайте будем садовниками!

Наши дети цветут на живом стволе нашей жизни, это не букет, это прекрасный яблоневый сад. И это – «наш», здесь право собственности звучит, честное слово, очаровательно! Трудно, конечно, не любоваться таким садом, трудно ему не радоваться, но еще труднее не работать в таком саду. Будьте добры, займитесь этим делом: вскапывайте, поливайте, снимайте гусеницу, обрезайте сухие веточки.
Не только аромат, не только «гаммы красок» – плоды, вот что должно вас интересовать в особенной степени. И поэтому не набрасывайтесь на цветы с одними вздохами и поцелуями, возьмите в руки лопату, ножницы, лейку, достаньте лестницу. А когда в вашем саду появится гусеница, возьмите парижскую зелень. Не бойтесь, побрызгайте немножко, пусть даже цветам будет чуточку неприятно.

Любопытно, что при упоминании книг Макаренко, я часто слышу в ответ - «А он не устарел?». При этом про Монтессори, тоже признанную ЮНЕСКО одной из выдающихся педагогов ХХ века, таких подозрений вроде ни у кого не возникает. Почему же такое отношение к нашему соотечественнику? Может от того, что сейчас в обществе существует мода активно критиковать СССР и автоматом причислять все советское к неправильному, желание вычеркнуть эту часть нашего прошлого вместо того, чтобы брать из него лучшее и учиться на ошибках?

На примере данной книги можно потренироваться находить рациональные мысли, подтверждение своим внутренним убеждениям, пропуская то, что не подходит и кажется именно признаком прошедшей эпохи (хотя эти моменты тоже весьма интересны для тех, кто любит историческую литературу). Вообще, данное издание представляет собой компиляцию различных статей, выступлений Антона Семеновича и текстов из «Книги для родителей» и подойдет тем читателям, которые интересуются советами по воспитанию детей, вопросами про формирование доброжелательной и деятельной атмосферы в коллективах, например, в школах. В целом, написанное в этом издании - это хорошо забытое старое, та атмосфера «правильного», на которой были воспитаны многие из рожденных в прошлом веке детей.

Так, автор пишет о том, что необходимо устанавливать знакомства и дружеские связи между учениками старшей школы и младшей. Он приводит примеры, что среди его воспитанников было принято иметь «кореша» среди младших, опекать более слабых, давать советы, часто это было словно родственные отношения между братьями, что обогащало обе стороны. А семьям он советует прививать младшим уважение к родителям, не приносить жертву детям, а, наоборот, учить их, что прежде всего должна быть забота о старших – это является некой прививкой против детского эгоизма и эгоцентризма.

Обычно говорят: я – мать и я – отец все отдаем ребенку, жертвуем ему всем, в том числе и собственным счастьем. Самый ужасный подарок, какой только могут сделать родители своему ребенку. Это такой ужасный подарок, что можно рекомендовать: если вы хотите отравить вашего ребенка, дайте ему выпить в большой дозе вашего собственного счастья, и он отравится.

Но при этом недопустим деспотизм, ведь старший не является безграничным хозяином семьи, лишь более ответственным за остальных членом коллектива. Так же предостерегает знаменитый педагог от того, чтобы младшие не были эксплуатируемыми и помощь старшим не превращалась в трудовое неравенство, а являлась лишь взаимопомощью.

Макаренко советует родителем активно участвовать в жизни детей, в их детских играх, а не только быть примером. Например, знать друзей своего ребенка, помогать организовывать полезный совместный досуг. Вообще, детским играм посвящена значительная часть книги, потому что, по мнению известного педагога, детский мир - это и есть игра. Антон Семенович подробно останавливается на том, какие бывают периоды игр, например, первая стадия - индивидуальная игра малыша с игрушкой, длится до 5-6 лет и отличается замкнутостью, сложностью игр в коллективе из-за ссор с товарищами и невозможностью найти общий интерес. Писатель отмечает, что жадность и собственничество в этот период совершенно естественны и нужно предоставить возможность играть в одиночестве, не заставлять насильно играть в группе (как не вспомнить тут наши садики с 3-х и ранее лет и «необходимость социализации»). Единственное, отмечает Макаренко, нужно следить, чтобы этот период не затянулся, помочь с расширением круга товарищей, так, например, взрослый может взять на себя организацию общей игры на открытом воздухе и создать благожелательную атмосферу.

Еще интересно он рассуждает про запрещение курения и распития спиртного, отмечает, что в колониях было весьма сложно бороться с этими установившимися привычками бывших беспризорных. Почти по секрету он признается, что в колонии он приглашал самых отъявленных «выпивох» на секретную встречу, красиво сервировал стол, ставил водку и обучал подопечных правилам потребления спиртного: не пить на голодный желудок, всегда закусывать, знать свою норму, вообще помнить о культуре принятия спиртного, а не заглатывать всю бутылку в подворотне, выпивая за раз и теряя сознание на грязной земле. Так же и с курением – не имея возможности полностью искоренить эту привычку, он создавал условия, более приемлемые для всего коллектива, правила, которые должны были минимизировать вред (и даже не брезговал обманом, подговаривая знакомого врача сгустить краски о состоянии легких у воспитанников-курильщиков).
Автор отмечает, что он не верит в запреты, лишь в установление правильной дисциплины. Но для Антона Семеновича дисциплина не самоцель, это естественное состояние здорового коллектива, который совместно вырабатывает понятные всем правила для удобного и рационального существования.

Есть в книге моменты, которые могут показаться весьма строгими – например, автор пишет о необходимости четкого распорядка дня. О том, что валяться в кровати - лишь потакать своим слабостям, что независимо от дня недели нужно вставать и ложиться в одинаковое время, а точно обозначенное время начала обеда – это уважение к труду матери или иного человека, которые его готовил. Четкость мыслей и убеждений невозможна без чистоты и порядка вокруг, писатель против захламления, хранения ненужных или сломанных вещей, против беспорядка и грязных помещений.

Ну и, конечно, вопросы морали и совести занимают много места в данном издании. Как воспитать порядочного человека, который будет не только опорой родителям, но и достойным представителем общества? На примере «толкотни и пробок» в транспорте Макаренко говорит о том, что многих проблем можно было бы избежать, если пропустить другого вперед, а не лезть самому, расталкивая локтями. Пишет автор и о счастье, о том, что это необходимое условие жизни и развития человека, что

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

Он провозглашает необходимость огромного уважения к людям, но при этом такое уважение подразумевает и высокие требования.

Вообще в книге достаточно много интересных моментов и, даже с учетом, что я только недавно прочла «Книгу о родителях», большая часть текста была для меня новой.
Касается автор и темы воровства, доверия, наказаний и поощрений, вопросов самоорганизации, умения отказаться от желаемого и заставить себя делать неприятное, а также денег и темы любви, выстраивания отношений между юношей и девушкой.

Думаю, что каждый читатель найдет для себя интересные моменты в этом сборнике, поэтому рекомендую книгу всем, кого интересует педагогическая литература.
картинка Tin-tinka