Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

24 февраля 2021 г. 00:33

1K

4 «Ну и кто тут большой страшный серый волк?..»

UUj.svg
Данную пьесу можно описать двумя словами – «сумасшедший дом». Всем в ней неплохо было бы пройти лечение в клинике. Герои ведут себя максимально неадекватно, не контролируют себя; если есть в ситуации самый отвратительно-бессмысленный выход, то с вероятностью в девяносто девять процентов они выберут именно его. Говоря совсем уж просто, классическая «Кто боится Вирджинии Вулф?» – это паноптикум, который интересен в большей степени из зоологических… хм… соображений: а как покажут себя в искусственных условиях данные живые организмы?..
картинка ShiDa
Вполне может быть, что Эдвард Олби работал в лечебнице, может быть, санитаром – иначе с чего у него такие познания? Да, действительно – пьеса может похвастаться замечательным изображением разных болезней, автор изумительно рисует картину всеобщего безумия, от которой несчастного читателя/зрителя должно бросать то в жар, то в холод (велика вероятность, что и голова разболится, ибо не всякий способен терпеть такую концентрацию неадекватности). Если сначала герои пьесы кажутся более-менее нормальными, то постепенно градус болезни все более повышается. В итоге ловишь себя на мысли, что не понимаешь причин конфликта. Героями уже не движет обычная человеческая логика, их безумие алогично, они мечутся, как животные, не в состоянии остановиться, наоборот – им хочется все более погружаться в ненормальность, они словно бы ловят незабываемое удовольствие от потери контроля и своего унизительного положения.

Героев в пьесе всего четыре – супружеские пары, мужья работают в университете, жены… жены – это просто жены, этого достаточно. Старшая пара, Марта и Джордж, давно обосновавшиеся при университете (Марта – дочь ректора), – и они приглашают к себе в гости… в три часа ночи… нового преподавателя Ника с супругой Хани. То, что Марта, вопреки желанию мужа, зовет гостей поздней ночью – это уже многое о ней говорит. Но поначалу молодых гостей это не удивляет. Только вот потом хозяева устраивают разборки, нисколько не смущаясь посторонних (обвиняют друг друга, выбалтывают семейные секреты), а затем пятидесятилетняя Марта и вовсе начинает вульгарно вешаться на тридцатилетнего Ника, при том, что свидетелями ее заигрываний оказываются ее муж и жена Ника (но на это ей тоже наплевать). И да, не нужно оракулом быть, чтобы понять, что ничем хорошим эта вечеринка на четверых не закончится.

Все герои пьесы, абсолютно все – неприятны. Остается лишь понять, кто из них неприятен больше остальных. Как по мне, самая неприятная (и просто самая больная) – Марта. Абсолютно серьезно она говорит, что всю жизнь любила только своего мужа и могла быть счастлива только с ним. При этом она целенаправленно портила ему жизнь: он, понимаете ли, недостаточно амбициозен, не рвется к карьерным высотам, а мог бы воспользоваться деньгами и положением ее папочки! Все, что видит от нее муж, – это бесконечные унижения и издевательства, причем публичные. Марта постоянно изменяет ему в его же доме, почти у него на глазах, всем рассказывает, какой он ничтожный, а потом плачется, что он с ней, оказывается, слишком «жесток». Впрочем, мужа ее не очень-то и жалко, поскольку он позволяет втягивать себя в бесконечные унизительные игры Марты – из любви к ней или от слабости характера? Жизнь с Мартой явно его ожесточила, он сам стал гадким манипулятором, перестал считаться с чувствами окружающих, у него тоже все мерзкие поступки становятся «игрой» – от безысходности.

Не менее противны Ник и Хани, с той только разницей, что к глупенькой Хани можно отнестись с презрительной жалостью. Хани хотя бы ни в чем не виновата. А вот Ник… отвратительнейший мужской типаж. Женился, по сути, на деньгах девушки, но якобы из-за ее «беременности». Ради карьеры готов на любую пакость. Он замечательно себя чувствует, устраивая интрижку с Мартой (дочерью начальника!), и его не смущает присутствие жены и мужа Марты, не смущает разница в возрасте (больше двадцати лет) и то, что Марта с ним тоже играет, а потом благополучно выкинет на помойку: желающие удовлетворить немолодую, но зато богатенькую дамочку всегда найдутся! Только глупая, пустая или крайне неуверенная женщина могла избрать такого спутника жизни. Быть женой Ника – унизительно. Так же унизительно, как быть мужем Марты.
картинка ShiDa
А в чем, собственно, смысл пьесы? Пожалуй, в том, что герои по очереди истерят, глупо выбалтывают секреты, а потом начинают заламывать руки: «Ах, не нервируйте меня тем, что я сам вам рассказал!» Возможно, Эдвард Олби хотел показать уровень деградации современных отношений. Ну, или уровень невротизации населения. Если такова была норма жизни уважаемого автора, то я ему искренне сочувствую. В любом случае становится жалко послевоенную Америку, в которой мог развиваться этакий сюжет.

Как итог: пьеса заслуживает прочтения, это уверенная классика 20 века, только вот нужно быть очень терпеливым, чтобы дать ей бой и самому не скатиться к психологическим болячкам. Катарсиса ждать так же не стоит, ибо истинному безумию оно не свойственно. Все завершится максимально тленно и бессмысленно. Но и в этом есть своя изюминка.
UUj.svg

Прочитано в рамках Собери их всех.

Комментарии


А в чем, собственно, смысл пьесы?

Мне кажется, что стоит обратить внимание на мифического сына старшей пары и ложную беременность младшей. И если вместо этих детей представить символ – идею американской мечты, то всё как-то становится понятнее, на мой взгляд. В моём восприятии это пьеса о несбывшейся американской мечте, символом которой драматург сделал ребёнка. Эта же тема и этот же символ прослеживались и в пьесе Олби "Американская мечта". Поэтому все разговоры о детях и беременностях (истинных и ложных) – это, как мне кажется, мысли об американской мечте. В образе призрачного сына одной пары и нерождённых детей другой и гибнет американская мечта.


Интересная трактовка, спасибо ;)