Больше рецензий

noctu

Эксперт

Эксперт продавленного дивана

23 февраля 2021 г. 22:14

731

В дантовском варианте ада для меня приготовлен круг, наполненный современной русской женской прозой. Хотя сама Рубина ненавидит причисление себя к ней, но каждый кусочек ее текста так и кричит о своей принадлежности. И все то, что обычно нравится в Рубиной ее поклонникам, вызывает у меня какое-то ненормальное отторжение даже на уровне физическом, чем дальше я углубляюсь в ее тексты.

Ради спасения отношений я даже решилась на чтение критики, чтобы мне показали ее в другом свете, глазами любящих, но этот трюк, обычно срабатывающий, не удался в этот раз.

Начиная с витиеватости слога, который накручивает, накручивает, накручивает, напоминая детскую игру в испытание вестибулярного аппарата, когда тебя раскручивают, а потом останавливают, чтобы смеяться над твой полной расфокусировкой и пьяной походкой. Это чувство возвращается ко мне при чтении Рубиной, Улицкой и Степновой. Это хуже езды по серпантину.

Импрессионистское полотно произведения подается со слишком близкого расстояния, так что теряешься во всех этих мазках и их назначении. Ясность глумится за ширмой, уступая место Метафоре, которая будет крутиться в импровизированном танце, пока не дойдет до абсурда. И будет петь она о любви, которую никому не пожелаешь, о зависимости и оторванности от мира.

Сюжет тонет там же, в омуте мелких деталей, прыжков из одной локации в другую, из одного времени в другое, мельтеша и смазываясь вместе, вроде бы сгущая краски, что в конце приводит к финалу - сплошному месиву. Петли сюжета натянуты до предела, за кулисами звучит тревожная музыка и зритель схватывается за сердце, ведь вот Лиза выходит из клуба. И ждет читатель, еще напряженнее звучит музыка, а потом вдруг резко обрывается, актеры начинают, как ни в чем не бывало, убирать декорации, ведь все закончилось, а ты лишь на мир прикрыл глаза, чтобы отдохнуть от вакханалии кукол, а они уже все.

И мистика. Ну куда же женская проза без мистики, которая как перчик к любому блюду - добавил и, вроде бы, уже съедобно.

Кукольный мир Петрушки крутит-вертит, пытаясь завлечь из пресного бытия Бори, противопоставляя высокое профанному, но так сумасшедше отстранённа эта метафора, что мир Бори кажется родным и знакомым. И смотришь на кукол этих и понимаешь, что самая главная кукла в руках автора - эта Лиза. Объективизированная даже собственным сотворителем, превращенная в неживое нечто, которое не существует без своего создателя, она, конечно же, печальный образ, но нитки слишком торчат со всех сторон, а душа так и не нашлась.

Комментарии


Как говорит сама Дина Рубина в своей последней книге о писателях: «Есть мой читатель и не мой», сказала, как отрезала. А что делать если ты хочешь стать ее читателем, но у тебя не получается? Видимо читать до потери сознания, пока не загипнотизируешь сам себя на любовь. Впрочем, я эту книгу у неё тоже не поняла, думала перечитать, после вашей рецензии задумалась, оно мне надо?


Я путем проб и ошибок поняла, что с писателями, как с людьми - тебе они либо нравятся с самого начала, либо нет. И интуиция меня в этом плане не подводила ни с первыми, ни со вторыми. Так что с Рубиной нам точно не по пути - в ее творчестве нет моих тем.

И такое чтение до момента, пока не начнется стокгольмский синдром, не звучит привлекательно.

А в чем фишка, чтобы быть ее читателем?


А фишки нет, нравится читаешь, не нравится - ну извините, не для тебя пишется))) Все просто.


Подпишусь почти под каждым словом. Примерно такие же впечатления от чтения автора. Могу понять, почему нравится другим, но самой... "передозировка" метафорами и флэшбеками наступает уже через полчаса. Читала два ее романа и, думаю, что больше не буду пробовать. Не моё.
Единственное, скажу, что ее малая проза воспринимаю гораздо лучше, а вот роман - уже слишком для меня.


С малой прозой я могу представить, почему лучше идет, а вот романы - да, тяжко. Я еще в отличной начитке слушала, но все равно не помогло. И от другого романа остались такие же впечатления.


Начитка не авторская?
Я слушала "Русскую канарейку" в ее собственной начитке, но это тоже не помогло) даже, скорее, усилило впечатление, производимое текстом.


Нет. Читали Чулпан Хаматова, Дмитрий Креминский, Алексей Багдасаров и другие


Про перегруз фраз и метафор: Толстую Татьяну в этом никто не переплюнет.Тут нормально читается ))

Я у Толстой недавно читала пару вещей и нормально. Можете привести примеры, где у нее сложный текст?