Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

21 февраля 2021 г. 17:22

3K

3.5 «Под гнетом разума»

UTu.svg
Странная во всех отношениях книга. Книга, которая заставила меня пройти по «лестнице неизбежности». В итоге я так и не поняла, понравилась она мне или нет, захватила она меня или нет… и просто – талантлива она или же нет?..

Ступень «Отрицание». Я пытаюсь понять, как работа Сильвии Плат стала классикой. Ну совершенно же «серое чтение». Что, к чему, о чем?.. Зачем мне это читать, спрашивается? Главный недостаток книги на этом этапе – простой, максимально обезличенный язык (спасибо, дорогой переводчик!) Я, конечно, понимаю, что современная школа перевода переживает не лучшие времена, но можно же было найти нормального переводчика? Кем нужно быть, чтобы перевести «хот-дог» как «жареную собаку»? «Мы, дескать, ели жареных собак». Гениально, а? Выставили героев живодерами. Впрочем, автор тоже не без греха. Стиль книги – как в колонках в ЖЖ и Яндекс.Дзен. Читается оттого быстро и легко, словно это не художественная книга. При этом не запоминается ни одна сцена, ни один персонаж, как это и бывает при чтении блога в интернете. Опять же, возможно, в оригинале книга красиво переливается, но русская версия вызывает скорее недоумение.
картинка ShiDa
Ступень «Гнев». Насчет того, что книга стала «откровением», книжку объявили феминистической, гимном против угнетения слабого пола. Может, у меня проблемы с пониманием феминизма, но я не могу отнести «Под стеклянным колпаком» к фем-литературе. Из-за главной героини. Ох уж эта главная героиня! Она неприятна. Она страшно раздражает. Хочется верить, что она – не альтер-эго писательницы и поэтессы. Кто она – Эстер? 19-летняя барышня с синдромом отличницы. Вы не ослышались: у Эстер все выстраивается на зубрежке. Вот уж не знаю, кто ее этому научил: что дали выучить, вызубрит обязательно на 5+, и не важно, что ее это не интересует. Это скорее внушенное – что нужно достигать, нужно добиваться грантов, направлений, нужно рваться за грамотами, скорее-скорее! При этом Эстер не понимает, чего ей надо от жизни. Кем она стать-то хочет? Писателем-поэтом? Но за всю книгу она ничего не написала, у нее нет никаких планов на творчество, она просто вертится в обществе творческих или околотворческих людей, и ни одной творческой и просто интересной мысли от нее не прозвучит. В какой-то момент начинает казаться, что единственное желание в жизни Эстер – это лишиться девственности. Причем все равно, с кем лишиться. Не из желания получить удовольствие, узнать, что такое оргазм и проч. А чтобы… ну, чтобы «приобрести новый статус» и отомстить бывшему. Ну очень это странно в моих глазах. Что такого страшного в девственной плеве, что нужно хватать первого попавшегося мужчину и тащиться с ним в койку, даже не убедившись, что он… хм… сможет все сделать нормально? В книге реально случайный пересып оказывается важнейшим событием, кульминацией, спасением от депрессии (чего?). Между половыми страданиями главная героиня показывает себя самодовольной, никто ей не нравится, она вечно чем-то недовольна (еще до депрессии, так-то). Когда ей кто-то помогает, даже посторонние люди (даже деньгами), она принимает это без благодарности. Добрый человек устраивает ее за свои деньги в лучшую клинику, а Эстер думает о нем свысока, словно ей обязаны.

Ступень «Торг». На самом деле, лучшее в книге – это описание депрессии. Сильвия Плат знала, о чем писала (к сожалению). Депрессия показана достаточно подробно, и те, кто болел, узнают состояние главной героини. Жаль, хорошее описание депрессии ждать нужно полкниги, придется еще пережить сумбурное описание будней Эстер в Нью-Йорке, которое ни с чего начинается и ничем же заканчивается.

Ступень «Депрессия». Вот уж не думала, что Плат заставит меня задуматься о естественном отборе. Не секрет, что у нас по-разному устроена психика. Каждого человека можно сломать, но кто-то ломается быстро и легко сдается, а кто-то способен выдерживать большое давление и не спешит лезть в петлю. Это не вопрос, кто лучше или хуже. Это всего лишь констатация факта. Эстер изображена слабым человеком. Ничего объективно страшного в ее жизни не было – не было смерти и насилия, не было крупных неудач, тяжелой болезни, тюрьмы и нищеты. Напротив, внешне у нее все благополучно. Эстер ломается от единственного, по сути, маленького поражения – ее не берут в летнюю школу, потому что кто-то не оценил ее работу. Кто занимается творчеством, знает, что вероятность неудач в самом начале не меньше 98%. Но Эстер настолько привыкла завоевывать грамоты, что у нее просто не может уложиться в голове: а как это она может проиграть? как это ее могут не оценить? чтобы ее – и не взяли?.. Ее не научили проигрывать. А сама Эстер явно слишком высокого о себе мнения, чтобы принять такой удар. Хорошо, что близ нее оказались люди, которые вытащили ее из депрессии. А если бы мать вовремя не забила тревогу, что было бы? Это та самая мать, которую Эстер отчего-то терпеть не может (и я так и не поняла, в чем у них был конфликт).
картинка ShiDa
Ступень «Принятие». Нет, книга неплохая, если перестать оценивать главную героиню. Я все равно не понимаю, как она стала культовой, но… Честно говоря, я и «Над пропастью во ржи» считаю несколько переоцененной – и что?

Сильвию Плат по-человечески жалко, но, увы, ее книга ничем во мне не отозвалась. Положительную оценку ставлю, ибо читалась книга быстро, мне не хотелось разбить электронку и я не мучила лоб бесконечным «фейспалмом». Разве что вот это было крайне странно:

«За одним-единственным исключением я сохраняю свой вес на протяжении уже десяти лет».

Это, простите, как? Героине 19 лет, и она высокого роста. И она с 9 лет «сохраняет» вес? Она говорит, что всегда была худой. Нормальный вес девочки в 9 лет (по ВОЗ) – это 28 кг. Так сколько весит героиня в 19 лет, а?..
UTu.svg

Прочитано в рамках Собери их всех, От А до Я и Охоты на снаркомонов.