Больше рецензий

Andronicus

Эксперт

Записки с верхней полки метафизического плацкарта

19 февраля 2021 г. 22:29

951

3.5 Между Джокером и Фараоном

We live in a society
Joker

Депрессии не существует. Это самовнушение. Ты сам внушаешь себе горькую ситуацию, горькое состояние, сам внушаешь себе разрушение.
Pharaoh


Перефразируя кровавого тирана, скажу мне кажется, товарищ   Юханнисон упрощает, обобщает и даже в чем то извращает. Я считаю что главной и фатальной ошибкой «Истории  Меланхолии» является тот факт, что  Юханнисон под понятием меланхолия  пытается объединить весь широчайший список душевных расстройств, начиная от  аффективных расстройств и заканчивая неврозами, и даже более того стремиться все свести к единой взаимосвязанной концепции. Юханнисон практически изобретая свою новую психологию, что мне кажется настоящим безумием.

Согласно концепции   Юханнисон меланхолия делиться на три исторических этапа соответствующих общественным и культурным воззрениям   на психическое здоровье и подчас под меланхолией понимались совершенно различные  ментальные  расстройства. Хоть Юханнисон всеми правдами и не правдами пытается уверить читателя, что предмет ее исследования не психиатрический диагноз, а меланхолия как явление культуры, не верьте, в своей книге она в подавляющем большинстве случаев говорит о диагнозе. 
  
Юханнисон выделяет следующие формы меланхолии:
 
Черная (17-18 век) характеризующаяся яркими телесными проявлениями и маниями

Серая (18-20 век) характеризующаяся закрытостью и депрессивностью

Белая современная форма меланхолии характеризующаяся усталостью и опустошённостью 

Вот по сути тот каркас на котором Юханнисон строит свою концепцию, правда довольно скоро становиться понятно что каркас этот носит довольно абстрактный и приблизительный характер, и даже сама Юханнисон слабо его придерживается с легкостью смешивая характерные для каждого исторического этапа проявления  меланхолии в единое целое. Как я считаю уж не знаю насколько злонамеренно, может и вовсе не осознавая этого  Юханнисон для обоснования своей концепции очень часто занимается подменой понятий, нарушением логики причинно-следственных связей, смещением акцентов в нужную Юханнисон сторону и полном игнорировании противоречащих ее концепции идей у тех же самых авторов на  которых основывается "История Меланхолии" Классический пример множество раз в своей работе Юханнисон ссылается на Фрейда, но берет из его работ только выгодные ей тезисы, подвергая, при этом критике сам метод психоанализа как совершенно бесполезного занятия. Похожая ситуация происходит и с философией Карла Ясперса из которой Юханнисон  исключает всю религиозную, трансцендентальную  и соответственно традиционалистскую составляющую.

По своей сути "История меланхолии" это совершенно не культурологическое исследование, ведь в итоге вся работа Юханнисон   оборачивается текстом не столько рассказывающий историю эволюции идей сколько антикапиталистическим трактатом  критикующем современное общество. По мысли  Юханнисон   именно современное капиталистическое общество повинно в поголовной невротизации и ментальном выгорании личности. Якобы современное общество изначально сформировало запрос на душевное расстройство, описало основные симптомы, подготовило индустрию и внушило индивиду программу на невротизацию придав ей некий ореол элитарности как главного показателя высокоинтенсивной и успешной деятельности. В этот момент я готов был стать горячим сторонником идей Юханнисон, ну кто же не любит попинать тело общества потребления, но если хоть немного задуматься над предлагаемой Юханнисон концепцией как сразу становиться очевидны ее огромные недостатки и противоречия. Сделать это можно даже пользуюсь теми же идеями что использует Юханнисон в своей работе.
Вся критика Юханнисон  базируется на философском ките это экзистенциального марксизма. Начнем с экзистенциализма помимо негативной стороны вопроса-отчуждения, экзистенциализм оперирует такими понятиями как диалектика и главное свобода которое как раз и дает ключ к освобождению от диктата социума. Что касается марксизма, а скорее антикапитализма. Хотя в советском союзе и не было аддерола, но зато были психологи и психиатры из чего следует что в коммунистическом антибуржуазном обществе также присутствовала проблема ментальных расстройств. Так может дело не только в обществе, но и в самой личности? Как бы это не было парадоксально Юханнисон  дает отрицательный ответ, ведь она не просто отрицает оставляющую поле  для дискуссии психологии, она отрицает даже психиатрию и биохимию организма, подвергая сомнению действие нейромедиаторов и заявляя что это не более чем современное название гиппократовской черной желчи. Ну тут я думаю без комментариев.

Подводя итог замечу что в любом случае "История Меланхолий" это интересный альтернативный взгляд на состояние современного общества. Я  настоятельно рекомендую ознакомиться  с «Историей Меланхолий» труд это действительно стоящий и в чем то уникальный, а подминаемые в книге вопросы хоть и достаточно спорные, но не лишенные смысла и учащающие самому главному сомневаться и мыслить, а это как известно лучшая профилактика от всех  бед с башкой.

Комментарии


Где-то тихо усмехается Ларс фон Триер;).

Черная (17-18 век) характеризующаяся яркими телесными проявлениями и маниями

Например?
Просто любопытно.


Вообще она там классические проявления Бар описывает с уклоном в маниакальные синдромы люди волки и прочие звери,сексоголики,обжоры и тд