Больше рецензий

13 февраля 2021 г. 22:27

1K

5 По-детски для взрослых

Метерлинк - он трушный символист, который не выкобенивает натужно из себя символы, а видит, созерцает их в космосе, и поэтому у него выходит так мощно и о вечном. Чего только стоят перлы о детях будущего, которые любят и готовятся искоренить несправедливость, или о войнах и болезнях, запертых в чулане Ночи, или как вместо покойников в полночь из могил восстают цветы. И метод для воплощения своего мира драматург выбрал идеальный - театр. Создать на сцене, в миниатюре свою реальность, и отразить в ней все, что есть в нашей, наделив все это, от бытовых предметов до радостей и блаженств, душой - гениально, и творец этого абсолютно заслуживает называться великим. Но самое интересное в пьесе - то, что она рассчитана сразу на два типа восприятия - детское и взрослое. Для первых Метерлинк откроет новый взгляд на окружающие вещи, и я очень жалею, что не добрался до нее будучи ребенком, потому что очевидно получил бы много ценного, если бы научился представлять покойного дедушку спящим до тех пор, пока я о нем не вспоминаю, а нерожденных братьев и сестер томящимися в ожидании появления на свет. Дети они вообще много выдумывают и воображают свои миры довольно успешно, но у Метерлинка это получилось очевидно лучше, и дать юному воображению взрасти на таких грандиозных и организованных образах - лучшее педагогическое решение. Но проблема детского восприятия в понимании этой пьесы в том, что для них все описанный мир скорее избыточен, чем необходим. Главные герои вполне себе счастливы и без синей птицы и гонятся за ней лишь по поручению феи, они ежатся на кладбище потому что боятся мертвецов, а не смерти. В этом плане для взрослого синяя птица - потребность, смерть - даже не абстрактный страх, а вполне обозримое будущее, встреча с покойными - невообразимая роскошь, а нерожденные дети - надежда будущего. Вместе выходит, что взрослый воспринимает пьесу и от лица главных героев детей, и через призму собственного опыта, и получается что-то вроде ностальгии по несуществующему миру. Поэтому у нее столько взрослых поклонников, а читавшие/смотревшие ее дети с удовольствием перечитывают и через 10 и через 30 лет. И поэтому я определенно точно могу сказать что эта вещь - мое любимое из драматургии, и вообще синяя птица незаслуженно обделена популярностью и местом в школьной программе.