Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 февраля 2021 г. 22:26

501

5 «Если прятать страх, будет ещё хуже»

«Хилл-хаус, недремлющий, безумный, стоял на отшибе среди холмов, заключая в себе тьму; он стоял здесь восемьдесят лет и вполне мог простоять ещё столько же. Его кирпичи плотно прилегали один к другому, доски не скрипели, двери не хлопали; на лестницах и в галереях лежала незыблемая тишь, и то, что обитало внутри, обитало там в одиночестве».

Ужас здесь особый – психологический. Исходя из этого основную ставку автор романа сделала не столько на пугающую и наводящую страх атмосферу, сколько на внутренние переживания героев, раскрытие их сложного и во многом противоречивого характера. Не зря в 2007 году учреждена премия имени Ширли Джексон, которая присуждается за выдающиеся достижения в литературе именно психологического саспенса и ужасов. Это говорит, что сама автор – признанный мастер в данном направлении. Особенно это заметно на примере Элинор – одной из четырёх обитателей Хилл-Хауса, приглашённых в этот загадочный, полный необъяснимых явлений дом ради чистого эксперимента. Жаль только, что все остальные персонажи на её фоне выглядят какими-то блеклыми.

Постоянно среди героев ощущается присутствие чего-то незримого, постороннего. А может его и нет вовсе – ведь человек привык доверять лишь тому, что видит? Однако, что же постоянно мучает Элинор, раз за разом напоминает ей о почившей матери, уходом за которой девушка посвятила все свои годы? Что не даёт ей спать по ночам? Назойливая ветка, постоянно стучащая в окно, или же жуткий ветер, а может – тот самый злобный дух, что проникает в мысли каждого из обитателей Хилл-Хауса, путая их и заставляя совершать странные поступки?

Во многом столь необычный для романов жанра приём может показаться читателям неуместным, однако он имеет право на существование. К тому же мне вполне пришёлся по нраву. Классический роман Ширли Джексон удачно сочетает в себе атмосферу сверхъестественного ужаса с точными психологическими зарисовками. И несмотря на то, что был написан в далёком 1959 году – до сих пор остаётся на слуху. Сам Стивен Кинг в своё время признавался, что «Призрак дома на холме» серьёзно повлиял на его творчество, и назвал его «лучшим романом новой американской готики», а Wall street journal: «Величайшей из когда-либо написанных историй о доме с привидениями».

Концовка также показалась мне вполне забавной: кто сказал, что все истории должны иметь исключительно хороший конец, а на все вопросы – даны исчерпывающие вопросы. К слову, каждый второй фильм ужасов заканчивается именно так. Мне импонировало то, что уже с первых строк автор намекает нам на подобный исход. К тому же именно теми же словами история Хилл-Хауса и заканчивается, вернее она всё ещё продолжается – дом по-прежнему ждёт своих новых жертв.
Роман небольшой по объёму и читается легко и с интересом, хотя никакой мистики первоначально в нём не заметил. В первой части книги нам раскрывают истории четырёх посетителей таинственного дома и вроде с самим последующим развитием сюжета эти истории, как ни странно, будто бы никак не связаны. Самозакрывающиеся двери, жуткий вид самого дома, странные истории тех, кто нём ранее уже побывал – вот, пожалуй, и всё, что мы встречаем за время прочтения 2/3 книги.

И только на последней сотне страниц сюжет начинает быстро развиваться. Мистические призраки, галлюцинации, чья-то рука на плече (хотя рядом никого нет), таинственное эхо, и постоянное чувство странного присутствия будут не покидать на протяжении всей последней части. При этом диалоги «Призрака дома на холме» вышли какими-то бессвязными, герои постоянно отвечают невпопад, думая о чём-то своём. Можно подумать, будто виной этому стало отсутствие хорошего писательского стиля Ширли Джексон, хотя потом понимаешь – это сделано намеренно, предавая читателю всю атмосферу самого дома и его воздействие на своих обитателей. Концовка романа вышла интригующей. Итог: хорошая книга, которая, впрочем, в полной мере мистическому жанру не отвечает.

Прочитано в рамках ВККФиУ «Ностромо», 27 заседание.