Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

12 февраля 2021 г. 15:02

3K

1 Спойлер «Женская доля против личного счастья»

Чтобы я возненавидела писателя и его творчество, этому писателю нужно очень-очень постараться. Нужно сильно ранить меня, да так, чтобы я долго не могла оправиться после этого. У Луизы Мэй Олкотт получилось.

Отчего я не люблю читать продолжения понравившихся книг? Из страха, что героев писатель растопчет – и все из эгоистического желания сделать «интригу» и «неожиданный финал». Ну скучно же станет читателям! Нужно такого намутить, чтобы они рты открыли от изумления! Ясно, что «Хорошие жены» писались именно с таким расчетом. И это – преступление против первой части, знаете ли!
картинка ShiDa
Что было бы, реши так поступить Джоан Роулинг? Что бы вы почувствовали, если бы в финальной седьмой части Рон бросил Гермиону и женился на Падме, Гермиона бы осталась с Крамом, Джинни не дождалась бы Гарри и стала встречаться с Драко, а Гарри бы внезапно оказался геем? Неестественно? Не могло такого быть? Вот именно! Нет, в жизни бывают самые невероятные события, но у них все-таки есть внутренняя логика, а в женитьбе Рона на Падме вместо Гермионы нет никакой логики. У фанатов, включая меня, бомбило бы сильно, и все из-за неоправданных ожиданий.

Еще раньше книжных «Хороших жен» меня убила экранизация с Сиршей Ронан в роли Джо, но я, как ни было мне больно от сюжета, решила все-таки узнать, как там в книжке. Честно, лучше бы оставила, как есть. Ибо если фильм просто вызвал у меня злость и негодование, то книга заставила навзрыд рыдать от обиды и ненависти к так поступившему с моими любимыми героями автору.

Первая часть («Маленькие женщины») была местами слезливой и паточной, но милой. Добавляло и то, что мне искренне полюбилась Джо – непутевая, независимая писательница Джо, которая единственная из всей семьи решила отойти от шаблонной роли женщины в обществе 19 века. И от продолжения я хотела только одного – чтобы Джо стала хорошей писательницей и осталась с Лори. Все, мне больше ничего не требовалось для счастья! В первой части любовь Джо и Лори была неоспорима. Они были неотделимы друг от друга. Как Элизабет и Дарси. Наивная, я верила, что у этой яркой пары будет интересное будущее. Но авторша благополучно наплевала на то, что было в первой книге (ну на кой ты так вводишь пару, зачем ты делаешь этих влюбленных главными во всей книге, если собираешься в продолжении это уничтожить?)

В «Хороших женах» все ставится с ног на голову. Кажется, авторша внезапно невзлюбила Джо. В первой части Джо мечтала стать писательницей. Во второй у Джо появились успехи на литературном поприще, но… автор жесток! Конечно же, нужно отнять у Джо ее мечту, заставить отказаться от писательства (что?) и заняться тем, что противоречит ее внутренним наклонностям. Нет, как могла Джо отказаться от своего призвания? Как? Что в итоге осталось от умной и смелой девочки из первой книжки? Это жестоко!
картинка ShiDa
А Лори… Джо отчего-то слушает свою мать (ох, самый противный персонаж тут!), которая, несмотря на переживания дочери, ей заявляет: «Знаешь, вы с Лори слишком похожи. Ничем хорошим такая любовь не закончится!» А что, быть похожими, смотреть в одном направлении – это плохо? Мне казалось, «похожесть» и принятие – главные столпы успешного брака. Но у героев все наоборот.

А Лори? Ожидаемо получив от Джо отказ (он же знал, что ей нужно время, ну не может она так сразу броситься в его объятия!), он решает приударить за ее младшей сестрой и… женится на ней. Якобы по «любви». Т.е. Лори, который любил Джо с самой первой книги (лет шесть-семь), ужасно переживал из-за ее отказа и не мог оправиться, вот так, по щелчку пальцев, вдруг полюбил Эми? С чего вдруг? Вы такое в жизни видели? Я – нет. Бывает, человек пытается убежать от своих чувств в другие отношения, но вот чтобы разом все прошло от небольшого флирта… А Эми, как по мне, – самый неприятный персонаж. Самовлюбленная, наслаждающаяся своей красотой, ничего из себя не представляющая, только и мечтающая о богатстве и высшем обществе Эми – она должна быть счастлива, а с Джо можно поступать, как хочется? И то, что авторша выдала Джо замуж за того, кто отчасти и побудил ее отказаться от писательства – это что-то с чем-то! В фильме линию Джо сильно облагородили, а тут – полнейший мрак!

Добавьте к этому пренебрежительное отношение к Бетт (ее в книге почти нет, а потом авторша и вовсе убирает ее в прямом смысле этого слова), осуждение амбиций (ты смеешь мечтать о чем-то другом, кроме женской доли?) и морализм в лучших традициях воинствующих консерваторов. Просто вздыхаешь, читая такое:

«Она думала, что отлично справляется с делом, но неосознанно начала осквернять самые основы женского характера».

Это о Джо, о том, что она, желая быть убедительной в писательстве, посмела заинтересоваться страшными сторонами жизни. Ну да, женщине не пристало интересоваться ничем, кроме кухни, мужа и детей.
картинка ShiDa
После такого финала я не могу спокойно думать о первой части. То, что прощалось «Маленьким женщинам» («конфетность», наигранность), тут вызывает только одно – злость. Самое ужасное, что может сделать писатель – это превратить своих героев из живых людей в кукол, дабы они лишь доносили мысль, и плевать на логику и чувства. Нужно постараться забыть это, как страшный сон. Но не получится, увы.

Прочитано в рамках Собери их всех.

Комментарии


Пока читала рецензию, прямо вспомнила свои бурные детские эмоции по поводу этой части и особенно линии с Лори. Сейчас я уже поймала дзен. Как ни странно, помогли экранизации. Во всех трёх немножко разный фокус, и там есть возможность по-разному взглянуть на ситуацию за пределами романа Олкотт. Мне вообще кажется, что фильмы и сериал очень хорошо освежили этот довольно приторный роман (как бумажную историю в вакууме я его не люблю).

Насчёт мыслей Олкотт: соглашусь, весьма неприятно, но она человек своего времени. Книги выходили после Гражданской войны, видимо, публике нужна была утешительная надежда и семейные ценности, а не выступления с табуреточки.


Мне вообще кажется, что фильмы и сериал очень хорошо освежили этот довольно приторный роман (как бумажную историю в вакууме я его не люблю).

Последняя экранизация мне могла бы зайти, знай я сюжетный твист с Лори. Но в том-то и дело, что об этом я узнала как раз из фильма (а читала на тот момент только первую часть), оттого я ни за что не буду смотреть ни его, ни остальные экранизации. Я надеялась, что в книге будет хоть какое-то разумное объяснение происходящему между Джо и Лори, но все стало только хуже )) В фильме Джо хотя бы не забросила писательство, а тут все совсем тухло. Жалко ;(


Мне очень понравился приём в финале, когда Гервиг смешала историю Джо с историей самой Олкотт. Но в общем и целом я, честно говоря, не очень понимаю такой привлекательности этой истории, какая у неё есть. Да, это неплохой, но очень нишевый роман, весьма детский и наивный. С определённым багажом книг за плечами уже сложно воспринимать его всерьёз и, безусловно, хочется ко многому справедливо придираться.


Но в общем и целом я, честно говоря, не очень понимаю такой привлекательности этой истории, какая у неё есть. Да, это неплохой, но очень нишевый роман, весьма детский и наивный.

Ну это же чисто американская история )) У них МЖ - как у нас Капитанская дочка, т.е. лит.канон, без которого невозможно представить себе нацию. Мы вот без Пушкина ничто (даже если он нам не нравится), а у них МЖ. Оттого и переснимают бесконечное количество раз - чтоб точно не забыли, сохраняют американскую культуру ;)


Да, видимо, действительно дело в культурном коде.
ВВС, кстати, невероятно красивый мини-сериал по этой истории сделали. На фоне переосмысления Гервиг и старого каноничного фильма он как-то затерялся, но весьма и весьма хорош с визуальной точки зрения.


Я ещё даже первую книгу не читала, но так обидно стала за этих героев, просто жуть!


Моя ненависть тебя захлестнула. Извиняюсь ;)))


Ахаха всё хорошо :)


Линия Лори и Эми, конечно, полный мрак((
Не очень помню уже книгу, но вроде бы они ведь и не были в конце концов счастливы?
Но интересно, что будущего для Джо с Лори я тоже не очень видела. Он какой-то... беспомощный, что ли. Как "младший брат" - ок, но как муж...
А то, что автор сделала с Джо: поначалу меня тоже бомбило, но потом я подумала, что она, может, хотела показать относительно реалистично для своего времени.
Там ведь никто сильно счастлив не был и ни у кого мечты не сбылись. Мэг, хоть и вышла по любви, столкнулась с тем, что брак - не всегда безоблачное счастье; и Джо, мечтающая писать и быть сама себе хозяйкой, в результате выросла и изменилась, точнее - смирилась, что ли... Хотя и грустно все это.


Линия Лори и Эми, конечно, полный мрак((
Не очень помню уже книгу, но вроде бы они ведь и не были в конце концов счастливы?

Персонажи сопротивлялись автору ;) В конце реально может показаться, что Лори женился на Эми от безнадеги, а она просто воспользовалась моментом, таки получила богатого парня, так еще и того, кем явно можно крутить как захочется ;( А еще авторка дала им больную дочь, чтоб уж совсем плохо было.

Но интересно, что будущего для Джо с Лори я тоже не очень видела. Он какой-то... беспомощный, что ли. Как "младший брат" - ок, но как муж...

Мне кажется, именно поэтому он мог быть идеальным мужем для Джо. "Писательским супругом", как говорится, который бы боготворил свою половинку, морально бы поддерживал, а после ее смерти бы хранил ее рукописи. Но это при условии, что Джо осталась бы писателем, а ее этой возможности автор лишила :(

А то, что автор сделала с Джо: поначалу меня тоже бомбило, но потом я подумала, что она, может, хотела показать относительно реалистично для своего времени.

Отчасти так. Но автор произведения же женщина, и она смогла добиться успеха на лит.поприще. Успешные литераторши тогда уже были, и на серьезные темы писали, как автор Хижины дяди Тома. Поэтому еще так бомбит от решения писателя превратить Джо в обычную жену и мать. Мэг тоже жалко. Было безумно обидно за нее в главе, где она купила себе шелк на платье, а муж ее стал за это тихонько так тиранить ;(


Персонажи сопротивлялись автору ;)

Мне так не показалось) мне подумалось, что она так и хотела, в смысле, чтобы и Эми свое тщеславие поумерила и поняла, что богатство - это еще не счастье, бла-бла. Поэтому и больная дочь. В общем, нотка морализаторства.

Да, в общем, там за всех обидно и грустно(
Но не сказать, чтобы совсем уж нежизненно. И такое бывает...

Насчет Джо: автор же писала ее с себя. Так что можно утешиться мыслью, что когда-нибудь в будущем Джо вернется к писательству)) Хотя, помнится, там есть еще продолжения, про ее сыновей вроде, но я не читала, так что не в курсе, как там и что.

Мэг жалко, да(

Кстати, про Мэг и Джона. В связи с ними мне первым делом вспоминается момент, когда у них родились близнецы, и их назвали в честь родителей, а потом стали думать: а как же называть их, чтобы с родителями не путать)) создать себе проблему и героически ее решить. Не-не, я понимаю, что так было принято, сына называть в честь отца и так далее. Но... но... никогда не понимала эту традицию, бесит она меня почему-то)) а с этой книгой особенно ярко проявилось.


Кстати, про Мэг и Джона. В связи с ними мне первым делом вспоминается момент, когда у них родились близнецы, и их назвали в честь родителей, а потом стали думать: а как же называть их, чтобы с родителями не путать)) создать себе проблему и героически ее решить. Не-не, я понимаю, что так было принято, сына называть в честь отца и так далее.

:))
Ну, я тоже не понимаю, зачем давать детям имена родственников, особенно родителей. Может, тщеславие? Или отсутствие воображения? Ведь и теперь так делают ))


Вот да))
Ну, тогда, я еще как-то могу понять: семейные традиции там (Мэг, как старшую дочь, тоже в честь матери назвали), кто-то не поймет, если не последовать,обидится и т. д. и т. п. и вообще как-то так принято. В других книжках даже можно встретить,если назвали как-то необычно: и что за странное имя? У них в роду никого так не звали))
Или еще было распространено, назовешь ребёнка в честь богатого дядюшки - польстишь)) авось раскошелится в завещании или там просто как-нибудь.
Но зачем сейчас так делать - вообще загадка.


Я вот Людмила Людмиловна )))
Говорят, папа это сделал из большой любви к маме, хотя его очень и очень отговаривали. Но это было жестко. Когда звали одну, приходили обе)


Вот как раз из-за линии Джо-Лори-Эми, да из-за Бетт совсем не хочется читать продолжение, лучше остановиться на первой части. Там и финал радует))


Как нас, оказывается, много, таких недовольных ;)


Возмущена и негодую вместе с вами! Лучше бы было самому додумать продолжение, чем стать частью истории, которую состряпала Олкотт, разбив все надежды и мечты, как главных героев так и читателей...


Я просто похлопаю! Абсолютна с вами согласна. Даже добавить нечего.