Больше рецензий

ELiashkovich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 февраля 2021 г. 13:19

760

4

В 1949 году Джозеф Кэмпбелл создал фундаментальный труд "Тысячеликий герой", в котором доказал, что мифы всех времен и народов имеют общую сюжетную структуру. Книга Кэмпбелла попалась на глаза сценаристу Кристоферу Воглеру, который пришел от нее в восторг и создал на ее основе "Путешествие писателя" — по большому счету, пересказ "Тысячеликого героя", только с упором не на теорию, а на практику, а также с добавлением теории архетипов Карла Густава Юнга. Так мир узнал, что все сюжеты содержат завязку ("герой в обыденном мире"), "зов к странствиям", "встречу с наставником", "преодоление порогов", "главное испытание", "получение награды" и "возвращение домой", а участвовать в этом всем должны герои, наставники, привратники, вестники, оборотни, тени, союзники и плуты.

"Путешествие писателя" заметно тоньше "Тысячеликого героя", но все равно довольно объемно. При этом начиналось оно с легендарного семистраничного конспекта, который Воглер начал распространять среди сценаристов и писателей сразу после знакомства с трудом Кэмпбелла. В Голливуде этот конспект стали называть "Memo" (от "меморандум"). Не так давно Воглер решил издать этот самый "Memo" с комментариями от себя и режиссера Дэвида Маккены, добавив к схеме Кэмпбелла информацию из "Морфологии сказки" Владимира Проппа, а также кучу лаконичных, но очень полезных советов — например, по написанию логлайнов и синопсисов. Хватает и коротких зарисовок из жизни, в частности, очень полезным показался разбор классического водевиля и того, почему самый лучший номер там всегда ставили не в самом конце, а предпоследним.

В книге содержится много советов и чек-листов, которые помогут в работе всем, кто так или иначе работает с нарративами — от сценаристов и писателей до копирайтеров и рекламщиков. Все идеи объясняются на конкретных примерах. Но тут и содержится единственная небольшая червоточина — примеры эти как-то уж очень далеки от среднего русскоязычного читателя, ведь мало кто из нас знает американский кинематограф так, как Воглер с Маккеной. Лично мне отсылки к фильмам вроде "Сокровища Сьерра-Мадры" мало что давали. Вот за это, а также за явную вторичность после "Путешествия писателя", один балл и отниму.

4/5. Писателем "Memo" вас, конечно, не сделает, но сюжетную кухню вы станете понимать гораздо лучше.

P.S. В книге есть ссылка на забавный генератор сказок, работающий как раз по методологии Проппа: http://generatorskazok.ru/