Больше рецензий

Elessar

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 августа 2012 г. 22:54

134

5

Невероятная по глубине проработки и объёму вещь. Герберту удалось создать такую правдоподобную и захватывающую дух картину далёкого будущего человеческой расы, что среди сравнимых по уровню работ вспоминаются разве что "Песни Гипериона" Дэна Симмонса. Каждая деталь, каждый винтик грандиозного механизма в точности на своём месте. Космология, политика, экономика, экология, религия, антропология. Кажется, автор уделил внимание абсолютно всем аспектам общества. Описанный Гербертом мир пугающе реален и осязаем. Только начав читать о новой детали или факте, мы уже отчётливо представляем себе её сущность и место в общей системе. Вселенная Дюны до невероятия логична и цельна, Там, где у других лоскутное одеяло пёстрых деталей вразнобой, у Герберта стройная система мироздания. Взять хотя бы общество фрименов, полностью подчинённое сохранению столь ценной для них влаги. Вокруг этой центральной идеи автор элегантно выстраивает историю, верования, мифологию, мировоззрение целого народа. Можете обратиться к самым мельчайшим подробностям - и обнаружить, что ни одна из них не придумана просто так. Абсолютно всё играет на общее восприятие, абсолютно всё включено в систему.

Но постепенно понимаешь, что эта внешняя системность и упорядоченность всего лишь маска, скрывающая мириады самых разнообразных вопросов, в основном этического и мировоззренческого толка. Как и в симмонсовских "Песнях Гипериона", персонажи Герберта имеют дело с предзнанием и пророческим даром, граничащим по сути с божественной мощью. Но в "Дюне" нам предлагается довольно неожиданная точка зрения. Пауль постепенно становится заложником собственных сверхсил. Чем большее могущество становится ему подвластно, чем большие усилия он прилагает, тем сильнее запутывается в паутине предопределённости. Его старания тщетны, мотивации смешны, а жертвы напрасны. Нам всячески дают понять, что возможные альтернативы случившемуся многажды страшнее наличной реальности. Но джихад Пауля свершился, а возлюбленная его мертва. Именно в этот момент читательское сочувствие герою постепенно сменяется настороженностью и неприятием. Хочешь принести жертву - начни с себя. А Пауль слишком далеко зашёл по ведущей к божественности дороге, чтобы в последний момент без последствий повернуть назад. Великие пророки и мистики, герои не более чем инструменты в руках непреложных правил и закономерностей истории. Даже став мессией, Пауль не сумел помешать ничему, что должно было произойти в просто в силу неодолимой логики этого мира. Несущий в себе память сотен поколений герой постепенно растворяется в вечности и времени, становится их частью. А часть системы не может желать противоречащего устремлениям целого. Даже притом, что уравнений в гербертовской системе определённо больше, чем неизвестных.

Многослойный и неоднозначный текст. Филигранно выписанная картина далекого будущего скрывает в себе и философию, и моралистику, и парадоксы мировоззренческого толка. Сверхестественно точный в деталях и филигранной балансировке заговоров и интриг, Герберт оставляет нам свободу фантазии во всём, касающемся глубинных причин и механизмов. Читателю ещё предстоит разобраться, не лежит ли в основе всего неизменное стремление системы к росту в ней хаоса и неупорядоченности.

Прочитано в рамках четвёртого тура игры "долгострой"

Комментарии


Так странно видеть, что кто-то вообще ставит "Песни Гипериона" Симмонса в один ряд с "Дюнами" Герберта. При всем моем уважении к Симмонсу, он явно не дотягивает до такого сравнения.
Что касается восприятия текста и истории в целом, то тут не остается ничего кроме как посоветовать Вам дочитать оставшиеся истории Дюны (ну, можно без последней книги, которая написана уже не Фрэнком, а его сыном). Заметили, что после каждой книги сильно смещается угол зрения на всю историю от самого начала?


А вот мне пока кажется, что не дотягивает именно Герберт))

Последняя книга - это которая? Вроде бы оригинальный цикл, написанный самим Гербертом, это шесть книг, от дюны до капитула. А уже потом - продолжатели. Или нет?


Да, оригинальный цикл до Капитула. Но должна была быть еще одна книга, которую Герберт написать просто не успел. Оставил черновики. И вот по этим черновикам его сын в соавторстве с еще кем-то написал последнюю часть.


Позвольте тогда добавить в вашу копилку еще одно такое же мнение.
По крайней мере, "Гиперион" и первая "Дюна" - вполне, на мой взгляд, сопоставимые по уровню тексты. "Гиперион" даже пожалуй что помощнее. Не знаю, правда, как там дальше.


Вот, в общем-то согласна. Если судить по первым книгам, то да, "Гиперион" посильнее будет. Но в том-то и дело, что я оцениваю весь цикл. Остальные книги "Песней" значительно уступают первой. И, что немаловажно, "Песни" рассказывают о некотором относительно небольшом промежутке времени.
Что же касается "Дюн", то в отличие от первой, в которой на максимум включена тема экологии, остальные затрагивают политику, экономику, становление классового общества, науку в целом и некоторые ее отрасли в частности. Это даже не столько фантастическое произведение, сколько серьезный исторический труд.


Тут я ничего не могу сказать, потому что дальше пока не читал ни тот, ни другой циклы. Возможно, через несколько лет сможем продолжить. :)


С удовольствием. Я все равно никуда не тороплюсь)


А у меня всё стоит этот томик на полочке. Теперь надо бы взяться и прочесть.


Читай, конечно. Как минимум первую книгу прочитать стоит. Потом начинаются туманности и неувязки с мотивациями, это уже на любителя.


У меня после прочтения Гипериона сложилось впечатление , что Герберт и Симмонс схожи.В масштабах ,проработке миров, в личностных характеристиках героев, в трагичности историй. Но Симмонс еще и жесток... Дюна - прекрасна, Гиперион - ужасен.