Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 февраля 2021 г. 20:00

764

4 Подмалёвок в рамке романа

Я, конечно, понимаю, что определяет формат своего произведения сам автор, но когда он решает именовать "романом" то, что по сути является "новеллой", возникает ощущение или некоторой неадекватности, или амбициозности. Наверное, всё-таки, второе, определенные амбиции и претензии на что-то глубоко психологическое, замешанное на древнем и мистическим, определяют весь не очень большой - 70 страниц - текст.

Роман-новелла построен по принципу: главы, чередуясь, написаны от лиц двух главных героев - мужчины и женщины. Оба героя имеют свои семьи и свои личные истории, оба по идее не должны испытывать интереса друг к другу - он пожилой фермер, живущий с нелюбимой женой, замкнутый и малообщительный, она - относительно молодая женщина, жена и мать троих детей. Что может их объединять?

Он - вуайерист, тот, кто любит подглядывать за лицами противоположного пола, она, как выяснилось, имеет склонность к эксгибиционизму. И эти два, глубоко запрятанных в их душах комплекса, становятся источниками странной связи, возникающей между такими разными людьми. Они так и не открылись друг другу в своих пристрастиях и желаниях, но каждый знал о другом, что является его предметом дум и чаяний.

Усилению взаимной заочной страсти, если можно применить такой оригинальный термин, способствует древняя легенда, живущая в этой местности, дело происходит в бельгийской деревне. Двести лет назад здесь прокатилась чума, после которой вымерла старая деревня, а причиной эпидемии стало наказание, последовавшее за то, что деревенская жительница по имени Бишеле вступила в сексуальную связь с оленем. Эту легенду рассказывает Рашель - жена Симона, того самого вуайериста - в его присутствии той самой эксгибиционистке, которую зовут Анаис.

После этого сексуальные видения, связанные с этой легендой, составляют важное место во внутренней жизни каждого из двоих главных героев. Накал страстности достигает апогея, когда Анаис приходит к Симону по поводу подброшенного ошейника. Голова оленя, висящая на стене в комнате, где происходит разговор, гипнотизирует Анаис, возбуждая в ней страстное желание. Симон чувствует это и даже возникает момент, когда он намекает Анаис на то, что он (или кто-то еще) ожидает от неё некой услуги. Но его закомплексованность и неуверенность в себе не позволяют ему перейти к дерзости, а, скорее всего, Анаис была к этому готова. Но в реальности ничего не происходит, зато в тот же вечер накопившаяся сексуальная энергия вырывается в длительный сеанс демонстрации своего тела соседу, притаившемуся в своем доме у окна,

Но, если бы между двумя героями что-то произошло в реальности, это было бы совсем другое произведение, тогда бы пришлось анализировать поведение партнеров, роман ушел бы от мистически-романтического вектора и погрузился бы в психологию, пусть нестандартных, но сексуальных отношений. Автор был не готов к такому формату, он располагается, как я уже сказал, в мистически-романтическом секторе, поэтому логично, что вся эта история, которой как будто нет, но которая в то же время есть, должна закончиться трагически. Логично, если в жертву будет принесен старый Симон, а не молодая Анаис. Так и случается.

Надо сказать, что на фоне этой странной связи в обеих семьях происходят довольно трагические события, но они звучат относительно вторично по отношению к главной линии, несмотря на всю её призрачность. Думаю, что автор как раз и хотел сказать о том, какую глобальную роль в жизни человека играют иррациональные чувства и желания. Если это так, то у него что-то получилось, но это не полноценная картина (роман), а довольно поверхностный подмалевок (новелла).

1325

Книга прочитана в рамках игры "Вокруг света" (Бельгия)

Комментарии


Спасибо, Сергей, что позволил подглядеть за тем, что происходит под обложкой этого романа-новеллы.