Больше рецензий

31 августа 2012 г. 11:06

343

3

В отзыв, вероятно, вкрались спойлеры!

Эта книга давно "пылилась" на моем ридере, скачанная когда-то впрок вместе с еще какими-то современными романами из шорт-листа Большой книги...

И вдруг мне в процессе чтения "Детей полуночи" Рушди отчаянно захотелось отвлечься на что-нибудь принципиально другое. В этот недобрый час мой выбор пал на "Крестьянина и тинейджера". Аннотация завлекала. Автор, дескать, и стилист и мудрец, и вообще психолог... Мне, правда, о нем было ничего не известно. Не насторожило - современная русская проза вообще часто проходит мимо меня.

Издателю стоило бы снабдить этот небольшой роман красной надписью "Осторожно, не читать жителям деревень!"
Автор ухитрился собрать под одной обложкой все расхожие штампы и страшилки про беспросветную ужасть российской деревенской жизни... Тут тебе и постоянно бухающее население, и отсутствие элементарных санитарных удобств, и невозможность найти работу...

Нет, я вовсе не склонна русскую деревню идеализировать. Но я в деревне родилась и выросла, поэтому некоторые ситуации в романе кажутся мне нарочитыми и неправдоподобными.

У одного из главных героев, например, не было, пардон, сортира. Он ходил в туалет в помещении, где держал свою корову, а потом, соответственно, убирал все вместе. Странно, ведь "домик задумчивости" деревянный давно уже стал одним из символов российской деревни, ИМХО. :)

Чтобы помыться, герой ходит в баню в соседнюю деревню. За восемь километров. Привычка эта ему дорого обходится - однажды он уже порядком простудился. Блин, да кто сейчас вообще ходит в баню? Ведра с водой и корыто вполне способно обеспечить деревенскому жителю помывочную процедуру.

Комп тут один, в Администрации стоит.

А как поэтично тут хоронят! Все знакомые покойников, в лучших традициях, по очереди воют нечто невообразимо лиричное, собственного сочинения...

Уж как мы да горьки сироты… Как в лесу да были рощены… Как во поле были брошены… Как лесиночки подсохлые… Семяниночки невсхожие… Как от камышика родилися… От березы откатилися… Нету сродников, приятелей… При твоей да гробовой доске… Аль не кинулись, не бросились… За отцом да за духовным… Твои сродники, приятели… Подкосились скоры ноженьки… У тебя моя мила сестра… Тут душа с телом рассталася… С вольным светом распрощалася… Растворяйся дверь тесовая… Идет гостья невеселая…


И вот в это страшное хтоническое место попадает другой главный герой. Тот, который иронично прозван автором тинейджером. Как по мне, этот обалдуй несколько староват для такого определения. Юноша завалил сессию в ВУЗе и теперь вынужден прятаться от призыва в деревне. В анамнезе у бедного тинейджера еще и Большая и Трудная Любовь к Офигеть Какой Духовно Богатой Женщине, и это усугубляет его бытовые страдания, ведь сотовой связи и Интернета в деревне тоже нету...

Впрочем, от Любви страдает не только юноша. У Крестьянина тоже давние проблемы - он любит ее, она любит его, но почему-то(вот загадочность женской природы!) десять лет живет с алкашом-ветеринаром...

Как водится, столкновение столь разных, но в чем-то похожих личностей произвело взаимовыгодное влияние - и вот они встречаются посреди проселочной дороги. Оба решили круто изменить свою жизнь и определились в отношениях со своими женщинами. Жаль, что слишком поздно.

Занавес. Традиционно открытый финал. Большая Литература она вообще определенности не терпит.

Комментарии


Если абстрагироваться от девушки, в которой деревня навсегда, то быт современной деревни показан точно. Нет там штампов и страшилок, голая правда. И это печально, господа...


если вы ищете страшилок, где бы то ни было - вы их непременно отыщете.... )) Именно потому что они у вас уже имеются (((


Я же написал "нет там никаких страшилок". Зачем вы мне пишете о том, что я их ищу? Какова цель этого нелепого поступка?


Нда. Изначально сделанная автором теоретическая конструкция - объединить противоположное (опыт двух противоположных персонажей) чтобы получить совершенное целое - и не должна была в живой художественной действительности наверное, дать каких-то внятных результатов. Так и вышло - урбанизм, очевидно, в синтезе автора, перетягивает и убивает деревню. Романы всегда плохи - когда в них видна модель, конструкт, формальность, это неизменно отдаёт фантастикой внедряемой в живой материал художеств.слова. Вот тут пошёл разговор - точно или не точно показан - "быт деревни"! Многое можно сказать о том что это за "точность" такая... У одного деревня - одна и одно. у другого - другое, у третьего - деревня изначально кошмарна из-за отсутствия цивилизационных благ и прикрыть этот "стыд", считают рабы цивилизации, совершенно нечем... Всё это конечно, убогость наших пасынков цивилизованного мира, и когда например говоришь с ними о том, что поэт Вергилий когда-то всю жизнь свою прожил у себя в деревенском поместье, находя не просто утешение среди тишины и величия труда на земле, но подлинную радость в крестьянском труде и заботах, - наши пасынки цивилизации не способные дня прожить без горячей воды, просто опускают свои головы и понимают что давно пора историю и древнюю литературу, выбрасывать - поскольку не соответствует их "новейшим ценностям".. "Деревней", - обозначается и следует обозначать, даже не сам этот тип жизни, и не Культура жизни и труда на земле, среди нарождающейся Природы и посреди природы, "деревня" - не самое удачное выражение поэтому, сравните, - раньше говорили "деревня" в значении "отсталый, нецивилизованный", - такого первого ясного значения многим оказывается достаточно. Значения "древности" - в "деревне", поэтому даже не требуется... Мне кажется, гораздо важнее здесь конечно то, что ускользает у всех сравнивающих и оценивающих, составляющих эти оценки со своих чистых письменных столов, или экранов ноутбуков. А именно - погружение в Тварность природы, и мира в целом, окружившей в деревне человека. (В деревне Бог живёт не по углам как думают насмешники, а всюду" - написал как-то ссыльный И.Бродский, с огромным интересом вглядываясь в представший перед ним крупным планом, мир Изначальных тварных смыслов... И вот когда - поэт Бродский нашёл теснейшие узы сочувствия своим римским лирическим изгнанникам, которых до того много переводил!) Мир сотворённый, показывающийся в деревне и среди тяжкого деревенского труда, - мир сотворённого Богом, мгновенно обращает образованную душу человека, - к Творцу всего этого. И душа тогда получает свою меру, утешение и целостность. Вот что важно! Порою, души простецов, необразованных людей, бывают смущаемы благами цивилизации где-то в городе, они стесняются своими сельскими богатствами, дарами и не умеют часто сказать о них. Но эти люди крепки, сильны, и если Вера - христианство - целит из душу, возможен грандиозный скачок, - словно это зерно попавшее в прекрасную почву. Тогда-то рождается человек, огромного дара, в будущем своём прославляющий не только свою Родину, страну, но человечество в целом... Души образованные, тонкие, безусловно сильнее ощущают эту связь Творца и его твари, среди сельского образа жизни. Но, они не могут всего этого ощутить за своими письменным столом, издалека, или чтобы в процессе создания книги, столкнуть противоположности и получить синтетическое чудо (диалектика противоположных типов хороша в философии, в математике, - в литературе же она чревата вводимыми в живую действительность искусственными схемами). С этой точки зрения, - как обретение целостного представления о сотворённом Богом мире, - сельский образ жизни есть единственно возможный, и верный взгляд на мир. А то что налагает на этот взгляд урбанизм и городская культура потребления, со всей соблазнительностью и даже талантливой соблазнительностью такой культуры, - только кривое зеркало бытия, эрзац, и невольная ложь, которую приняло на себя современное человечество, для создания как ему кажется, важнейших и необходимых вещей. Вы думаете только, наверное, что эти вещи - искусство, наука, поэзия, или быть может - воспитание творческой личности, хотя бы из своего ребёнка? О нет. Это - дальнейшее обслуживание той культуры урбанизма и удобств цивилизации, и ничего более.... Парадокс в том, что человек создаёт не по образу Божию, - он создаёт по своему образу, оторвав себя от Бога. Но мир деревенской жизни, где человек только способен опознать обман и истину, узреть подлинное тварное начало в мире, - он воспринимает как ветхий (древний), давно известный и отсталый от современного уровня благ. Книга Дмитриева, - какого читателя имеет в виду? Именно этого - его читатель происходит из городской среды. Он не читает Вергилия. Он читает современную прозу, хотя ему важнее известные авторы, его интересует кому дают Букеров в эти годы. И разумеется, они с Дмитриевым заранее вместе с тинейджерами, которые получаются гораздо более реалистичными чем мир деревни, который, сколько не приближай, приближается только вторичное, но не главное... Засим что? А засим - пусть себе читают книги-конструкции. Мы же, вдвоём с Вергилием, с его "Энеидой", отправимся полоть грядки, думать о подземном мире смыслов и рассматривать мгновение. Городскую культуру, величие карьерных планов и культ чистоты тела - оставим вам, отчаянные строители цивилизации )))


В большом моём посте - была предпринята не столько попытка оппонирования уважаемому рецензенту, сколько рассуждения о самой книге А.Дмитриева, именно его на протяжении всего поста я называю "автором", и обращаюсь как к "автору"


Ну, teen age - от 13 до 19 лет включительно, так что всё норм с классификацией Геры как тинейджера.