Больше рецензий

ddolzhenko

Эксперт

Эксперт-дилетант

28 августа 2012 г. 18:39

275

4

Похоже, я зря до сих пор закрывал для себя мир современной российской прозы, надо расширять горизонты. «Степные боги» Геласимова поразили меня своим сочным и лёгким языком, персонажами, которым сочувствуешь и за которых переживаешь. Есть у меня такой своеобразный читательский пантеон – собрание персонажей книг, которые навсегда поселились в моей голове после прочтения. Туда попадает далеко не каждый, но создалось такое впечатление, что Петька из Разгуляевки и Хиротаро из Нагасаки в пантеоне останутся надолго.
Так и хочется сказать, что «Степные боги» – та самая качественная литература, которой нам очень не хватает сегодня. Но пока воздержусь от такого высказывания. Пусть время покажет, так ли это. А я, возможно, перечитаю эту книгу ещё раз попозже, более вдумчиво. Кто такие эти степные боги, вынесенные в название книги? Какие злободневные вопросы поднимает автор на её страницах? И есть ли эти вопросы вообще? Могут ли наши русскоязычные авторы писать хорошо, только ностальгируя по давно ушедшим временам, или у нас есть шанс в ближайшее время прочитать шедевр, посвящённый современной жизни? Можно ли добиться правдивости изложения, не употребляя в тексте матерных слов?
Эти вопросы – всего лишь вопросы, не минусы (так, например, меня не очень смущал мат на страницах книги, хотя я предпочёл бы его отсутствие).
…Приходилось читать рецензии о том, что Геласимов в «Степных богах» напоминает лучшие образцы произведений в стиле соцреализма. Я так не думаю, потому что в этой книге нет идеологии. Да, здесь постоянно что-то с чем-то сталкивается или чему-то противопоставлено: охранники – пленные; Петька – остальные ребята; мужчины – женщины; дед Артём – бабка Дарья; Хиротаро – Масахиро; две соседние шахты. Но все эти столкновения, на мой взгляд, не приводят к изменениям, к какому-либо развитию. Это – вечный бой, и он недиалектичен.
Из всех многочисленных противопоставлений в книге мне больше всего бросился в глаза дуализм в отношении к Великой Отечественной войне. Он идёт фоном от начала и до конца книги. С одной стороны, героика войны и мифотворчество в сознании ребят. И с другой – дегероизация, когда нам показывают охранников, пленных, контрабандистов, возвращающихся фронтовиков, в том числе – Петькиного отца. Мне кажется, это отражает две плохо объединяемые тенденции в восприятии Той войны, конфликт между которыми не преодолён в нашем сознании до сих пор и даже усиливается с годами.
Не хотел много писать, прошу прощения за многословие.
Даёшь современную русскую литературу!

За совет в рамках флэшмоба 2012 сердечно благодарю bigminipig !
Спасибо, Инна!

Комментарии


Ещё четыре звёздочки в свинью мою копилку=))
Рада, что и для вас книга стала приятным сюрпризом!


Спасибо за аргументированную рецензию!
Радует, что у Геласимова появился еще один читатель. Нашего полку преданных его читателей прибыло.))) Ура!


Очень красиво и интересно! Жалко, что не наткнулась на Вашу рецензию раньше... Теперь точно прочитаю)