Больше рецензий

6 февраля 2021 г. 11:30

1K

4.5 «Ты смотришь на эту комнату, а самого тебя тут нет.»

Ты же знаешь, какой он, Орасио: сам кашу заварит и смотрит с таким видом, с каким щенок пялится на собственные какашки.


В принципе, этой характеристикой главного героя можно и ограничиться. Если серьезно, то я смотрю на этот роман как бы с двух сторон. С одной стороны находятся герои книги, с другой – сам автор.

Главный герой (по крайней мере, он видится главным, хотя у меня на этот счёт сомнения), Орасио, ведет созерцательную жизнь, ни во что эмоционально не вовлекается и постоянно находится в поиске Центра. На протяжении всей парижской части он вызывает эмоции от скуки до презрения, поскольку он, очевидно, не способен на эмоциональную близость и избегает всякой ответственности. Даже его друзья и Мага, поначалу увлеченные его идеями и размышлениями, разочаровываются в нем.

Аргентинская часть гораздо более живая и человечная. Если в первой части все выглядели как куклы, казались фигурами в тумане, обрывками образов из Омута памяти, то в Аргентине все становится ярким и четким. Даже Орасио начинает вызывать сострадание из-за своего вечного поиска и невозможности найти ответ. Для него Талита и Тревелер – это пример союза, которого он хочет достичь, но не может из-за эмоциональной несостоятельности.

Я жив, - сказал Тревелер, глядя ему в глаза. - А за то, что живешь, я полагаю, надо расплачиваться. А ты платить не хочешь. И никогда не хотел.

Один только раз за весь роман он почувствовал единение с другими людьми, и я считаю это место лучшим во всем произведении.

Если смотреть с другой стороны, Мореллиана является выражением авторских мыслей относительно того, как должен выглядеть текст, а история Орасио - воплощение этой задумки. Задумки о том, что мы сами должны вовлекаться в историю героев и самостоятельно находить ответы, которых нет в тексте. С этой точки зрения совершенно не важно, что в конце случилось с Орасио, важно, что по этому поводу думаем мы. Может быть, в тот момент, когда мы сами решаем его судьбу, мы становится тем самым читателем-соучастником, о котором писал Кортасар.

В какой-то момент чтения у меня появилось ощущение, что я вообще зря читаю первую часть романа, поскольку по замыслу автора она не имеет смысла. А смысл заключён как раз во «вставных» главах, читать которые вроде как и не обязательно, но на самом деле именно в них суть. Честно признаюсь, многих идей я не поняла или не ухватила, и пришло даже какое-то облегчение, когда я дочитала до описания «читателя-самки» и узнала в нем себя.

Затем, благодаря именно аргентинской части, смысл стал вырисовываться. Герои стали более живыми, и даже отношения Маги и Орасио показалась более реальными. Один из вопросов, на который читатель должен найти свой ответ, - любит ли Орасио Магу. Мой ответ - любит,
хотя сначала и не признаётся себе в этом. Он считает себя выше ее, потому что он интеллектуал, но на самом деле именно Мага связывает его с реальным миром, открывает ему маленькие радости жизни. Он чувствует, что в этом смысле Мага мудрее его, и завидует, потому что сам не может просто наслаждаться жизнью.

спойлер
Он ищет Магу, но боится признаться самому себе, что она могла умереть. Ему проще обойти все бедные кварталы Монтевидео, чем пойти посмотреть на неизвестную утопленницу.
свернуть

Может, так у него во всем. Он постоянно что-то ищет, но ему не хватает смелости взглянуть правде в глаза. Орасио мечется в поисках своего Центра, попытки его найти становятся все более судорожными, он мечтает глубоко сопереживать, достичь с кем-то эмоциональной близости, но у него не получается. А может быть, и получается. Каждый решает сам.

Прочитано в рамках игры «Игра в классики»