Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

6 февраля 2021 г. 09:48

3K

2.5 «О полетах, качестве работников и о любимой»

Поразительно, но мне совершенно нечего сказать об этой книге, настолько она прошла мимо меня. Я догадывалась, что производственный роман – не то, что сможет меня увлечь, но и подумать не могла, что чтение «Аэропорта» превратится в пытку. В этой книге собрано все, что я не люблю – случайные шаблонные персонажи, которые не очень-то волнуют самого автора, монотонные описания неинтересных мне вещей и, к тому же, необъяснимая затянутость. Отчего-то вспомнился персонаж из «12 стульев» Ляпис-Трубецкой, который писал стишки о почтальонах, охотниках, пекарях, но все как-то неудачно. Даже захотелось его процитировать, жаль только, что нет у меня своей Хины Члек, которой можно было бы посвятить эту рецензию.

Мне скучны долгие описания технических моментов. Это уныло, бесполезно мне, у меня в голове в такие минуты стучала мысль: «И зачем я трачу на это свое время?» На кой мне, читателю, знание, что и как работало в аэропорту более чем полстолетней давности? Информация эта давно устарела. Историей авиации я так же не интересуюсь, историей аэропортов – тем более. Понятно, что в 60-е «Аэропорт» был сенсацией, в то время отсутствовал интернет, а любопытство человеческое хотело проникнуть за кулисы «театра жизни»: как же там все устроено? Но теперь легко получить нужную информацию через интернет, бесполезно читать фантазии писателя о вымышленном месте с вымышленными же персонажами, если можно послушать существующих работников аэропорта. И это будет реальная (и современная) жизнь, о современном же аэропорте. Т.е., как книга, открывающая читателю «новый мир», творение Артура Хейли уже не работает. Прошло слишком много времени.

Книгу могли бы спасти яркие персонажи, но у Хейли все герои – картонки, максимально схематичны (у кого-то плохая жена, у того – любовницы, а эта не знает, оставлять ли ей ребенка и т.п.). Личностные особенности тут не важны, достаточно внешнего сюжета. Но это не имеет никакого смысла. На кой мне, опять же, читать о вымышленных персонажах с банальными проблемами, если это не складывается в конфликт? С таким же успехом можно зайти на любой женский/мужской форум и почитать о чужих судьбинушках. Но от художественного произведения я хочу большего – завязки, развития характеров, идеи, психологизма. Меня не тянет сопереживать героям, в которых нет глубины.

Затянутость – это отдельная тема «Аэропорта». Возможно, есть сокращенный вариант (?), но мне попался полный, а в нем страниц 650. Это крайне много, учитывая, что в книге толком ничего не происходит. Такой объем объясним, если мы говорим о семейной саге, историческом романе или сложно организованной прозе. Но Хейли добивается объема благодаря повторениям, бессмысленным сценам и дотошным описаниям всего и вся. Завидую людям, которые сочли этот роман увлекательным.
картинка ShiDa
Для меня «Аэропорт» – это что-то между советскими романами а-ля «Цемент» и «Атлантом, что расправил плечи». «Атланта…» по части шаблонного языка, черно-белых героев и однообразности ничто не переплюнет, Хейли мог даже не стараться, но ужасти «Атланта…» не делают «Аэропорт» лучше. Мне было тоскливо. Скучно. Бесполезно. И все.

Прочитано в рамках Четырех сезонов, Собери их всех и От А до Я.

Комментарии


Тоже разочаровалась в этой без меры расхваленной книге)


Приятно знать, что ты не одинок ;)


Как говорится, всему свое время. Мне 30 лет назад зашло заодно с "Отелем" и "Окончательным диагнозом". И как раз из-за этой узкоспециализированной информации, которая теперь в любой википедии есть ))