Больше рецензий

5 февраля 2021 г. 21:29

3K

5 Заслуженное возмездие и незаслуженное вознаграждение. Сочинение

Многие ностальгируют по советским временам и носятся с ними, как с обписанной писаной торбой, но ведь до них были царские времена, а до них – петровские, ордынские, киевскорусские, славянские, скифские, кроманьонские, неандертальские – и вплоть до черепов с озера Рудольф. Где именно приткнуть ностальгирующий в конвульсиях мозг, которому лишь бы убежать от вопросов современности? Хорошо, не буду спорить с общераспространённой потребностью. Пусть колбаса по 2,20, которой всё равно свободно не было, спички и газировка (без сиропа) по копейке и водка по 2,97 3,62 (но еще не по 4,12, не по 5,50). Я покопался в старой коробке и вытащил тетрадку с сочинениями по литературе за 6 класс. Пахнуло старыми портянками известного литературного героя, но это, как говорит фольклор, наша Родина, сынок.
 
 
СКАЗКА «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ БУРЖУАЗИИ
(Сочинение ученика 6-Б класса средней школы № 2 г. Андропова Ярославской обл. Толи Клюквина)
 
 
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ
1. Вступление. История произведения.
2. Основная часть. Мещанский мир без проблеска луча.
     а) Образ жизни купечества.
     б) Как создавалась бизнес-империя таровитого купца.
     в) Заслуженное возмездие.
     г) Жертвоприношение не состоялось.
     д) Незаслуженное вознаграждение.
3. Заключение. Закономерный исторический итог.
 
 
Аксаков Сергей Тимофеевич – представитель отсталой части дворянской интеллигенции. Его сын Иван был славянофилом, не сумевши отойти от своей яблони. Отец и сын были страшно далеки от настоящих проблем русского общества середины XIX века, потому что С.Т. Аксаков работал на царя цензором. Дружба с декабристами и петрашевцами не успела развить в нём правильное мировоззрение. После казней его друзей С.Т. Аксаков был уволен со своей службы и выслан в свою деревню, как крепостник. А.С. Пушкин подсказал ему написать сказку «Аленький цветочек», чтобы разоблачить сатрапов и угнетателей. От природы он был одарён наблюдательностью, поэтому в сказке сумел бессознательно изобразить народившийся класс – буржуазию, которая спустя полвека станет могильщиком его же дворянского уклада жизни. Персонажи сказки все не имеют ни одного личного имени. Они названы по своей профессии – купец, дочь, чудище, слуга, принц и царь. Таким образом С.Т. Аксаков показывает типажность своей истории. Типажам не нужны личные имена – это литературный приём обобщения.
 
* * *
 
В сказке нет положительных героев. Богатый купец и три его дочери являются нарождающейся буржуазией. Купчиху мы не застали, она скончалась из-за низкого уровня царского здравоохранения. У купца были палаты каменные с разными комнатами. Дочери нигде не учились, сидели дома, вышивали и имели в голове одно мещанство. Типичный мелкобуржуазный мирок.

Отец избаловал дочерей дорогими подарками. Однажды он собрался в долгую деловую поездку. Дочери запросили его об очень редких и дорогих подарках. Купец и глазом не моргнул, он пообещал привезти эти подарки, потому что, как он сказал: «Знаю я за морем такова человека, и достанет он мне таковой тувалет. Работа будет немалая, да для моей казны супротивного нет!» Очевидный факт, что купец достанет подарки за взятки, которые были его образом жизни.

Почему эти подарки были заморские? Потому что после свободолюбивого выступления Левши трудящийся был задавлен царскими сатрапами. А в других странах давно уже произошла буржуазная промышленная революция. Заморские мастера за хорошие зарплаты и обильные харчи изобрели неоновые головные обручи с встроенным аккумулятором (в сказке они описаны безграмотными словами: «золотой венец из камениев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло в тёмную ночь, как среди дня белого») и антиэйдж-технологии (в сказке: «тувалет из хрусталю восточного, цельного, беспорочного, чтобы, глядя в него, видела я всю красоту поднебесную и чтоб, смотрясь в него, я не старилась и красота б моя девичья прибавлялася»), а здесь, на родине купца, царил застой.

Купец ездил по всему миру, но имел презрение к инородцам, называя их бусурманами и нехристями погаными. Октябрьская революция сделала всех людей, все народы равными. В.И. Ленин писал, что великодержавная спесь была сдана в макулатуру.

У меня, как читателя, возник вопрос: откуда купец добывал деньги? Сказка разоблачает, что он был спекулянтом. Он умел лучше всех торговаться и сбивать цену. Вот схема его обогащения: он скупал по дешёвке товар на родине, отвозил его за границу и продавал в два раза дороже. На заработанные деньги он скупал по дешёвке тамошний товар, возвращался домой и продавал его в два раза дороже соотечественникам. Таким образом 2х2 = 4, что мы хорошо знаем. С.Т. Аксаков изобразил эту схему такими словами купца: «Не потерял я своего богатества великого, а нажил казны втрое-вчетверо». Бизнес-империя таровитого купца росла как на дрожжах. В результате купец платил в царскую казну огромные налоги, на которые царское правительство вело захватнические войны. В это же время бывшие крепостные крестьяне, согнанные царской реформой с барской земли, скитались по стране и мёрли от голода. Росла неудержимая волна народного возмущения, несмотря на постоянные расстрелы 9 января, которые устраивал царь с Бенкендорфом.

В заграничной поездке за подарками купца настигает заслуженное возмездие, которое случилось на обратной дороге после того, как его караван был нападён народовольцами. Простым караванщикам ничего не грозит. Мстители хотят экспроприировать купеческую казну и раздать трудовому народу. Но купец хитрый, он заранее отправил свою казну домой, а продать товар народовольцы не умеют. Купец в страхе возмездия убегает пешком в заколдованный лес и со временем попадает в огромный замок. Хозяин замка – «чудище страшное и мохнатое». Это ещё один главный герой сказки, но и он вызывает наше отторжение своим громким рёвом и страшным образом. В замке оказалось много еды и сладостей – и никаких слуг не видно. Столько еды и сладостей будет у трудового народа только при коммунизме, а слуг нет уже сейчас. В историческую эпоху, показанную в сказке, только главные герои – купец, его дочь, Чудище и многочисленные примкнувшие к ним по иронии своей судьбы слуги чудищного режима – пользуются этим незаслуженным уровнем жизни. Затем алчность купца, находясь в гостях, толкает его на экологическое преступление. Он срывает аленький цветок и наносит огромный урон хрупкому биоценозу парка. Раздается гроза. Чудище в бешенстве, но вместо заслуженной смерти преступнику отвечает ассиметрично и требует в заложники дочь купца.

Купец возвращается домой с гостинцами и с неуверенностью, согласится ли какая-нибудь дочь на жертвоприношение? Он рассказывает дочерям о своем столкновении с Чудищем, которое он проиграл. Старшие дочери принимают привезенные подарки и грубо отказываются становиться жертвой чудищного режима жизни, пусть даже в чудищном дворце. Неожиданно соглашается младшая дочь. Она любит своего отца, хотя он этого не заслуживает. Но я вижу в этом согласии корыстный расчёт дочери, воспитанной в обстановке стяжательства. Ведь из рассказов отца она знает, что меняет купеческие хоромы на хоромы практически царские, а не на землянку трудового народа. Дочь говорит отцу: «Не плачь, не тоскуй, государь мой батюшка родимый; житьё моё будет богатое, привольное!» Кто бы отказался на её месте? Я бы не отказался. Купец тоже доволен: он может без препон и рогаток продолжать свой хищнический бизнес. Таким образом, автор поставил проблему нравственного выбора неправильно. Вместо героической жертвы за отца (ухудшение жилищных и материальных условий) младшей дочери предлагается бесплатно улучшить указанные условия. Я считаю, что это решение автора по сюжету полностью перечеркнуло прогрессивный элемент сказки.

Незаслуженное вознаграждение – вот основная идея сказки. Младшая дочь купца живет в чудищном дворце, как царица. Она только спит, ест и гуляет по дворянскому парку, забросила даже вышивку. От скуки она заводит разговоры с Чудищем и узнает, что они социально близкие элементы. Возникает классовая любовь, которой не мешает даже уродство Чудища. За деньги и уровень жизни дочь купца готова поступиться принципами. Когда из-за злобы завистливых сестер младшая сестра случайно задержалась в гостях, Чудище умирает от отравления большим горем, но потом, вернувшись, ей удается правильными криками расколдовать мёртвеца, который при этом превращается в красивого принца. Но красота обманчива! Принц оказывается не принцем, а целым царем, и срочно организует морганатическое бракосочетание. Во время свадьбы царь подкупает трудящихся так называемым пиром. Но охрана царя пускает на свадьбу не всех голодных и нищих трудящихся под предлогом, что дворец не резиновый. Таким образом силовики разобщили трудовой народ и внесли сумятицу в наметившийся подъем трудовых масс на борьбу с угнетателями. Такое разобщение до сих пор продолжают правящие круги США: каждый год они подкупают одного трудящегося джек-потом в миллиард долларов. Остальные трудящиеся, не в силах скинуть ярмо социальной ограниченности, скупают все лотерейные билеты в надежде выиграть миллиард и забывают о классовой борьбе.
 
* * *
 
У сказки нет эпилога, который ликвидировала царская цензура. Но сама логика истории дает нам эпилог – дальнейший ход типичных событий. В результате брака своей дочери купец становится олигархом и цербером царского режима. Таким образом, купец и его дочь получают незаслуженное вознаграждение исключительно по классовой причине – потому что они принадлежат к эксплуататорскому классу. Ставши самым сильным олигархом, купец подминает под себя внешнюю торговлю страны, поднимает для конкурентов таможенную десятину, строит сеть лавок безналоговой торговли для организации демпинга, а после разорения конкурентов взвинчивает цены и сосёт последние соки из трудового народа. Весь этот капиталистический генезис хорошо показан в настольной книге советского пионера «Незнайка на Луне». Народный гнев зреет и приводит к рождению народной партии большевиков под руководством В.И. Ленина, организующего группировки для экспроприации необходимых денег и драгоценностей у олигархов и их приспешников. Под руководством В.И. Ленина, стоящего на броневике, большевики свергают царя, а потом выгоняют переодетого в женское платье Керенского из чужого дворца. День Великой Октябрьской социалистической революции 07.11.1917 г. (25.10.1917 ст.ст.) навсегда вошёл в историю нашей многонациональной Родины как свержение угнетающих классов и рождение новой общности – советский народ.

Выводы из прочитанного. Сказка написано неплохо, с применением старых слов, которые больше нигде уже не услышать. Единственный недостаток – идеологический разброд. Я бы рекомендовал сказку для дополнительного чтения школьникам начальных классов с обязательным сопровождением классным руководителем. Если с разъяснениями, книга подходит для начального усвоения основ классового марксистско-ленинского подхода к классовым вопросам в мировоззрении школьников.
 
(Оценка: «отлично» за сочинение, «хорошо» за стилистические ошибки)
(Комментарий учителя: «Молодец! Ты уже полностью достоин вступления в ряды ВЛКСМ!»)

 

Игра «Жанровые рецензии»
Конкурсная рецензия apcholkin: «ИЗ ПРОШЛОГО (Машина времени)» № 1 (04)
Внеконкурсная рецензия apcholkin: «ШКОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ» (в02)

Комментарии


Бесподобная по красоте рецензия. Продумано до мелочи, великолепная стилизация, полное попадание в жанр, тонкий юмор... - скрупулёзно проделанная работа! Я в восторге. Всё нравится.

Вот что интересно, я прямо сейчас всё мучаю-мучаю "Динку" Валентины Осеевой. И там вот это вот всё, что у Вас - на полном серьёзе и за чистую монету идёт. И люди ведутся! Если это тёплое воспоминание детства - то абсолютно понятно и правильно, но ведь - сейчас люди читают... для себя, со своими детьми... и другим советуют... Меня оторопь просто берёт. Я в шоке...

Это прекраснейший экземпляр жанровых рецензий. Вы, всё-таки, виртуоз. Спасибо Вам. Эйфория, экстаз, катарсис...


Спасибо за отзыв. Тронут. Но я бы предложил удерживать узду эмоций в хладной руке и не охваливать меня так, тем более безо всякого прищура, а то почну на лаврах аки на облацех… и тогда тело моё мозолистое заволокёт жиром, размягчится оно, перестанет уравновешивать алгебру и гармонию пропусканием потоков информации… и впаду я в безумство аки инок Анафемий… и потеряете вы участника долгого жанрового марафона… и кто тогда будет вас удивлять речениями продолжительными и неостановимыми никакой плотиной умственною, а только иссякновением вод, хлынувших из резервуара небесного?

Да, я стараюсь, получается хорошо. Вот интересный вопрос – природа творческого вдохновения. Я написал этот текст не за такое уж большое время. Откуда оно это всё прёт? Не знаю. Откуда-то… И если прёт, то прёт…

Последние три слова отзыва вашего отнесу не к себе, а к вашему состоянию души. И потом, я же недаром вломился в измышленный вами и только вами ИЖР со всего размаху, а потому, что сразу почуял запах вкусной и питательной пищи игры.

Что до «Динки» Асеевой, то не читал, потому и не скажу за книгу, но за людей нынешних сказать могу, что сейчас многие ведутся и на гораздо большие пропагандистские лжи и иллюзии, и потому читать «Динку» для таковых – это как нежный салатик съесть перед плотным и сытным обедом мерзости. Что ж поделаешь? Человек слаб, а его критическое мышление еще слабее.


Вы ответили не в ветке, не сразу заметил, извините.

Когда раскроется природа творческого вдохновения, закроется человечество...)))

Динка-таки не салатик, а вполне себе тяжёлая пища


Уж да, не в ветке, то есть рассеянно. Надо повысить градус внимательности.

Да уж, раскроясь, закроется (но, наверное, не человечество, а само творчество?). Но посудачить о природе оного вдохновения прелюбопытненько.

Насчет «Динки», да, уж не могу спорить, ибо нечитавши. Посему прошу пардону. Но тó – обед несколько подзачерствевший, а сейчас госкулинария выдаёт много свежих комплексных обедов.


Градус - надо всегда повышать, это Вы верно заметили.

А с творчеством и само человечество. Человек появляется актом творения, человек осуществляется актом творения, живёт творчеством, а умирает от невозможности творить.

А я не жалею, что прочитал. У средненькой литературки есть свои неоспоримые достоинства. У Осеевой талант, безусловно, был. А вот почему она им не пользовалась - загадка.