Больше рецензий

Tin-tinka

Эксперт

По моему скромному мнению :)

4 февраля 2021 г. 11:23

937

3.5 Промывая золотоносный песок

Поразительная книга, содержащая огромное количество воды, повторов и переливания «из пустого в порожнее». Множество страниц - при этом основная мысль становится понятна очень быстро и достаточно было бы немного ее развить, привести жизненные примеры и на этом закончить, указав в примечании литературные источники и ссылки на исследования. Но по каким-то неведомым причинам (не хочется думать о постраничной оплате или что автор считает читателей идиотами) писатель топчется на месте и из главы в главу повторяет буквально одно и тоже, так что интерес к чтению быстро пропадает.

При этом главная идея книги весьма любопытна и революционна – а что, если награды также вредны для детей, как и наказания? И неверен используемый в работе принцип награждения после выполнения поставленной задачи? Писатель подробно анализирует и школьные оценки, т.е. мотивацию детей учителями, высказывая ту же идею – обещанные заранее награждения мешают обучению, вредно подсаживать детей на «похвалу», делать школьников зависимыми от оценок (вместо поддерживания естественного интереса к неизведанному). Автор пишет и о конкуренции, о борьбе за награду – это не помогает хорошему результату, делая людей индивидуалистами, хотя именно работа в команде, взаимовыручка больше способствует успеху как предприятий в общем, так и гармоничному развитию отдельных личностей.

Писатель считает ошибочным принципы бихевиоризма, сравнения людей с животными и применение к ним результатов экспериментов над крысами, например. Он выступает против предположений, что лишь за вознаграждение люди будут что-то делать и развиваться, он подчеркивает, что в природе человека изначально заложен интерес к новому, но, работая только на результат, человек боится рисковать, теряет творческую активность и его успехи в длительной перспективе становятся хуже.
Исследователь сообщает, что награда, как и наказание –это проявление контроля, власти, манипуляций, которых не должно быть в хороших семейных отношениях или в процессе обучения. Не так много может он привести примеров, как выстраивать отношения без привычных «помощников» - кнута и пряника, но, по его мнению, не бывает универсальных решений для взаимодействия с детьми и нужно глубокое понимание движущих сил, которые заставляют ребёнка действовать так или иначе. Да, метод «кнута и пряника» это простой и быстрый способ добиться желаемого, но это лишь приучает ребенка быть послушным чужой воле и если речь идет о воспитании личности, закладывании фундамента, то эти способы не только не эффективны, но и очень вредны.

Альфи Кон приводит примеры, как часто, делая что-то ради вознаграждения, ребенок считает это неприятным и как только награждение исчезает - он перестает этим заниматься, поэтому вознаграждения вредны для формирования важных привычек и принципов жизни ( например, приучение к чтению или оказание помощи людям).
Отдельного внимания стоят главы о наказаниях, вернее, о вреде наказаний, автор сообщает об этом скорее как о само собой разумеющемся, но почитать интересно (например, что наказания чаще влекут за собой сопротивление, чем осознание ответственности). Или о вреде похвалы и чем ее можно заменить (эта идея достаточно часто встречается в книгах о воспитании, тут просто показано чуть подробнее).

Рассказывая о школьниках, писатель осуждает не только действия учителей, а всю систему образования, которая построена на постоянной отчётности, контроле, причем не только над детьми, но и над самими преподавателями. Осуждает Альфи Кон и систему публичных награждений лучших сотрудников компании, отмечая, что похвала, вернее, обратная связь, должна быть при личном контакте и в отсутствии наблюдателя (потому что награду получают единицы, другие же испытывают при этом негативные чувства).

цитаты из книги

Для достижения успехов в учебе важно также, чтобы взрослый формировал с ребенком такие отношения, в которых ошибки не будут считаться преступлением, а обратиться за помощью не страшно. Это же справедливо и для взаимодействия в профессиональной среде: крайне важно формировать доверительные отношения, открытые коммуникации, поощрять готовность обратиться за помощью.

Поощрения, и наказания стимулируют стремление произвести впечатление на того, кто обладает властью, и неважно, делается это, чтобы получить поощрение или избежать наказания. В любом случае у нас не формируются связи, при которых мы беспокоимся друг о друге, готовы идти на риск и строить открытые доверительные отношения, а ведь именно в таких отношениях люди искренне стремятся выложиться и добиться нужных им изменений.

Базовый принцип можно сформулировать так: когда мы работаем за награду, мы делаем только то, что требуется, и не больше.

Когда дети чувствуют себя в безопасности, им проще отважиться на риск, задавать вопросы, совершать ошибки, учиться доверять, делиться чувствами и взрослеть. Если их самих воспринимают всерьез, они способны проявлять уважение к другим. Если их эмоциональные потребности удовлетворены, дети могут позволить себе роскошь удовлетворять потребности других людей. Обделенные всем этим в детстве, они могут потратить всю последующую жизнь на восполнение понесенного психологического урона. Их собственные нужды будут таким громким эхом отдаваться у них в ушах, что они не смогут расслышать чужие просьбы, а уж откликнуться на них и подавно.

свернуть

В общем, можно отметить, что создатель этой книги приводит альтернативный взгляд на давно устоявшиеся принципы как в детско-родительских отношения, так и в системе образования и трудовой жизни. Книга заставляет размышлять и по-иному взглянуть на то, что казалось столь привычным, так что в этом ее большой плюс. И если бы не было бесконечных повторов и разжёвывания, то моя оценка была бы выше.
картинка Tin-tinka

Комментарии


Я читал эту книгу лет десять назад. Полностью согласен с большинством высказываний автора. Сужу по себе и по своему окружению. Мы все немножко (а кто-то- очень много) инвалиды, использующие похвалу как костыли.
Спасибо, Галя, ты здорово написала :)

Спасибо,Женя, за обратную связь:)Мне тоже многое было близко из книги, и в вопросах воспитания и про школу и про работу.Терпеть не могу корпоративы с публичными поздравлениями:)


Согласна насчёт воды. Прочитала половину и бросила)


Если прочла половину,значит все нужно узнала:)Хотя вторая половина чуть информативные, но немного