Больше рецензий

olastr

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 августа 2012 г. 18:17

347

5

И снова мы в точке. В точке исхода. Точке
Кровавой бессмыслицы утра, карьер, истерик…

©Smoker

Поток сознания, переходящий в поток подсознания, вливающийся, в свою очередь, в поток бессознания. Черная весна? Она могла бы с таким же правом называться и ослепительной. Ведь в вечности нет красок, и абсолютная чернота ничем не отличается от яркого света. Все относительно. Точка отсчета – мы сами. Генри Миллер попал в какую-то трещину между вчера и завтра и увидел нутро мира, которое не что иное, как его собственные вывернутые наизнанку мозги. Эта трещина - лишь миг, но в него вмещается прошлое и будущее, Нью-Йорк и Париж, жизнь и смерть, дьявол и Бог. На кромке стакана играет луч, а душа отправляется в странствия по мирам нижним, верхним и срединным. Она окунается в нечистоты, гремит черепами под юбкой черной богини, падает нотным листком на рояль, становится стихотворением, акварелью, превращается в игру слов, а потом взмывает в небо, чтобы умереть и родиться заново. И так до бесконечности. И лишь ниточка сознания осуществляет связь между этими мирами, между бруклинским детством Миллера, трупом на парижской улице, монологом фантасмагорического персонажа Бредтрепа Кронстадта, писсуарами и Вергилием. «Черная весна» - это своего рода маленький «Улисс», только теплее и человечнее. Миллеру чужды чистой воды абстракции, его мысль физиологична, даже когда он возносится к Богу.

Хотя, надо отдать должное, это довольно нетипичное для Генри Миллера произведение, в нем почти нет секса, всего лишь раз или два образ вечно зовущей матки возник в сумраке подсознания и тут же растворился в апокалиптических видениях. Видимо, не время. «Черная весна» - это возвращение к точке исхода. «Рождаешься и возрождаешься бесконечно. Рождаешься, бродя по улицам, рождаешься, сидя за столиком кафе, рождаешься, лежа на шлюхе. Повторяешь этот процесс снова и снова. По жизни движешься быстрым шагом, и воздаяние за это – не просто смерть, но целая череда смертей, сменяющих одна другую». Миллер грезит разрушением старого мира и вселенской любовью, которая возможна только после того, как рухнет прибежище Техники и Прогресса, он жаждет соединиться с единственной реальностью этого мира, то есть с собой, с Человеком. Это гимн разрушению во имя жизни. Миллер, как всегда, неудобоварим для чувствительных натур и эстетов, он шокирует своими парадоксами и плюет на любые мнения. Пожалуй, в этом есть что-то от вызова, но бросать вызов и значит быть Генри Миллером. Вы можете крутиться, как угодно, у старины Генри свои дела.

«Завтра вы вольны довершать свою работу по уничтожению вашего мира. Завтра, может статься, вы будете петь в раю над дымящимися руинами ваших мировых столиц. Но сегодня мне хочется поразмышлять об одном человеке. Об одиноком страннике. О человеке без имени и отчизны. О человеке, которого я уважаю, ибо в нем нет абсолютно ничего общего с вами: о себе. Сегодня темой моей медитации стану я сам».

Рецензия на книгу Генри Миллера “Черная весна” - www.ostrel.ru