Больше рецензий

1 февраля 2021 г. 18:54

581

4 Сердца четырёх

Центром повесть "Накануне" стала история девушки Елены Стаховой - натуры метущейся и жаждущей подвига. Вокруг неё, словно планеты вокруг Солнца, вращаются, надо полагать, характерные для 1860-го года типажи: погрязший в философских трудах нерешительный вечный студент Андрей Берсенев, исполненный творческих порывов повеса-скульптор Павел Шубин и серьезный борец за свободу далёкой родины болгарин Дмитрий Инсаров. Нетрудно догадаться, на кого в итоге падёт выбор красавицы и за кем она, вопреки родительскому желанию, устоям, привычкам и обычаям, пойдёт на край света, и чем всё это грозит закончиться.

Название повести должно говорить нам о том, что мир стоит на пороге чего-то важного, серьёзного, значимого. Но какой ценой даётся это событие? Да и стоит ли оно того? Если судить по тексту, то не очень. Инсаров так погружён в свою не видимую борьбу, о которой упомянуто лишь вскользь, что готов отказаться от возникшего у него чувства к любой девушке, в которую ему не повезёт влюбиться и которой сильно не повезёт полюбить его, - он уедет по-английски, без объяснений. Как мимоходом рассуждает Тургенев,

счастие каждого человека основано на насчастии другого, что даже его выгода и удобства требуют, как статуя, - пьедестала, невыгоды и неудобства других.

Ну почему, почему русская классическая литература так любит поднимать на щит и распространять идею страдания? Почему никому не могло прийти в голову, что счастье может не быть омрачено горечью осознания неких абстрактных чужих страданий, обязательными жертвами и прочими неудобствами, которые люди сами себе придумают? Вот этого мне никогда не понять, и по этой причине сочувствовать благородным порывам души героев не получается.