Больше рецензий

Citadel

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 августа 2012 г. 13:58

315

4

Господа, соберите, пожалуйста, все свое мужество в кулак - речь в очередной раз пойдет о “еврейском вопросе”. Что это за вопрос, кем и когда он был поднят, сейчас известно, по-моему, даже первокласснику. И это, наверное, хорошо... Нет, это определенно хорошо, потому что замалчивать такие вещи, делать вид, что никаких издевательств над евреями, никакого геноцида, никакого Холокоста не было - неправильно. Поскольку истребление евреев было одной из самых страшных трагедий XX столетия, естественным стал тот факт, что множество писателей, в том числе современных, в том числе еврейского происхождения хотели и хотят разобраться в причинах произошедших катастроф. Даниэль Клугер, “бывший советский, а ныне - израильский писатель”, как говорит нам Википедия, исключением не стал. Специалист по детективному жанру, Клугер, решился на непростой эксперимент. Оригинальный, но в то же время и спорный...

Все мы с вами еще с детства знаем удалую и неутомимую парочку: гениального сыщика Шерлока Холмса и его неизменного товарища и совесть доктора Ватсона. А теперь представьте, что Холмс - самый что ни на есть еврей (это могло бы показаться забавным, если бы не было так грустно), а зовут его и вовсе - Шимон Холберг. Ватсон - никакой не Ватсон, а доктор Иона Вайсфельд. Место действия - еврейское гетто Брокенвальд, очередной эксперимент нацистов, где заключенные евреи живут “свободной жизнью”: работают, отдыхают, у них даже есть так называемые кафе и театр. Жители Брокенвальда и в правду живут неплохо. Нет, колючая проволока, охранники, подлые члены Юденрата, скудная еда, бараки, тифозные стрижки и сама эпидемия тифа присутствуют, но убаюканные относительным спокойствием брокенвальдцы не верят, например, в Освенцим. Не верят, что нацисты убивают евреев в газовых камерах, не верят в такую бессмысленную жестокость, потому что кое-чего не знают о своем городке.

Ладно вернемся непосредственно к заявленному детективу. Он и в правду здесь есть. Детективная интрига закручивается с вышеупомянутого театра, однажды доктор Вайсфельд в очереди за скудным пайком встречает известного ему по прошлой вольной жизни театрального режиссера Макса Ландау. Ландау как человек чрезвычайно энергичный и в заключении не может оставить мысль о режиссерской деятельности, он решается ставить “Венецианского купца” Шекспира, пьесу рекомендованную Геббельсом для всех театров Рейха (разумеется с рядом нелепых изменений). После весьма неоднозначного премьерного спектакля Ландау находят мертвым, а доктору Вайсфельду встречается некто по имени Шимон Холберг, предлагающий провести расследование этого странного преступления. Доктор с азартом берется за это дело, еще не подозревая, что для сыщиков, преступника и свидетелей в этой истории все предрешено.

Это очень грустная, но вместе с тем и очень теплая книга. Клугер придумал прекрасных персонажей, все они, даже второстепенные, задевают сердце. Эксцентричный, но вместе с тем добрейший Ландау, его чудесная и героическая жена-арийка Лизелотта, последовавшая за ним в гетто, мудрый рабби Аврум-Гирш Шейнерзон с его идеей о том, что не существует абсолютного зла, а есть только низшая степень добра, несчастный алкоголик доктор Красовски, строгая и прекрасная медсестра Луиза Бротман, католический и лютеранский пасторы... Все, благодаря таланту Клугера, предстают перед нами совершенно реальными людьми. И от этого еще больнее. Еще сложнее поверить в нелепость и рок. Как можно выдумать такую глупость, будто бы одна нация превосходит другую?! Как можно гнать живого, чувствующего человека как скотину на убой?! Эти вопросы до сих пор не имеют четкого ответа.

Клугер не пытается поразить, удивить или сбить с ног каким-то новым виденьем. Он просто переворачивает еще одну деталь пазла, предлагает еще один кусочек для осмысления. А задуматься, как мы все прекрасно понимаем, есть над чем.