Больше рецензий

Svetlana-LuciaBrinker

Эксперт

Эксперт Лайвлиба по венским сосискам

30 января 2021 г. 18:01

2K

5 Аксаксаксас мле, товарищи!

У меня с Борхесом странные отношения. Прочитав его, всякий раз мысленно таскаюсь за стариком по пятам и бормочу… нет, не «Дай миллион!», а «Скажи, что ты имел в виду! Ну скажи!» Всё чудится какая-то хитрость, какое-то иносказание. Это моя проблема, а не Борхеса, я знаю и работаю над этим. Прошу прощения у всех тех, кому такой способ читать его смешон и нелеп.
Этот рассказ показался мне аллегорией на человеческую память, совокупность воспоминаний, которые изменяются, трансформируются всякий раз, когда «извлекаются на свет», при каждом пересказе, даже самому себе. Библиотека существует таким же образом, что и сознание: если предполагать его мистическую основу, тогда «библиотека» бесконечна. Если решить, что душа тут не при чём, тогда у неё есть некий конечный объём, ограниченный способностью нейронов создавать связи между собой. То и другое одинаково в своём влиянии на один бит или на одну единицу воспоминания... примерно как влияет расширение Вселенной на отдельно взятого Васю. Судьба книг борхесовской библиотеки кажется мне судьбой информации вообще. «Инквизиторы» — символ обратной связи, непостижимого (пока) процесса выборки, что будет сохранено, а что - уничтожено или потеряно. Вероятно, Борхесу тоже было интересно, как сознание "упаковывает" воспоминания, и почему люди забывают. Похоже не проклятье, чью-то злую волю. Или просто «недостаточно места»?
Безумие, хаос, воспоминания, лишённые (на первый взгляд) всякого смысла — тоже части личности, единого целого, пусть они и выглядят странно, это могут быть самые драгоценные эпизоды и переживания. Их можно анализировать — или наслаждаться ими так, как они есть. Во всём их бессмысленном великолепии. «Причёсанный гром»! Похоже на брюсовские "фиолетовые руки на эмалевой стене"...
Вечный поиск Книги, в которой - краткое содержание всех других книг, олицетворяет стремление к совершенству, неутолимая потребность учёного всё знать. А коммуникационные сложности, неспособность «говорить на одном и том же языке», непонимание друг друга — в этом смысл «разного значения слов», о котором пишет Борхес.

«Число n возможных языков использует один и тот же запас слов, в некоторых слово "библиотека" допускает верное определение: "всеобъемлющая и постоянная система шестигранных галерей", но при этом "библиотека" обозначает "хлеб", или "пирамиду", или какой-нибудь другой предмет, и шесть слов, определяющих ее, имеют другое значение. Ты, читающий эти строчки, уверен ли ты, что понимаешь мой язык?»

Вот это — восхитило!
О чём мы тут вообще, господа?

Спасибо sq за наводку!

Комментарии


Прошу прощения у всех тех, кому такой способ читать его смешон и нелеп.

Улыбнули) У меня такой способ почти во всём: каждый образ и мысль в книге двоится и троится, и я толком не понимаю ничего)

Этот рассказ показался мне аллегорией на человеческую память, совокупность воспоминаний, которые изменяются, трансформируются всякий раз, когда «извлекаются на свет», при каждом пересказе, даже самому себе

Славная мысль, Светлана.
Образ памяти.. как гераклитовой реки: войти туда дважды можно, а вот выйти.. сухим из этой воды, нет)
Мир уже будет другим и мы.

Если решить, что душа тут не при чём, тогда у неё есть некий конечный объём, ограниченный способностью нейронов создавать связи между собой.

Я так подумал.. а что, если память - это душа времени?
Тогда её объём не имеет границ, точнее, место нейронов в мозгу занимают души людей целиком, как живых, так и мёртвых, искусство)

Борхесу тоже было интересно, как сознание "упаковывает" воспоминания, и почему люди забывают. Похоже не проклятье, чью-то злую волю. Или просто «недостаточно места»?

Или великий дар)
Малая орбита Вечного возвращения Ницше?
Столько всего в нас вдруг светло вздыхает простором новых связей.. если хоть один атом воспоминаний испаряется и не так тесно уже...

Светлана, спасибо за рецензию и мысли)
Тёплого вечера вам)


"Память - это душа времени" - вот шедевр. Надо помедитировать на эту тему. Спасибо!


У меня Борхес обычно вызывает только один вопрос: что хотел-то ты, Хорхе? :)))
Этот рассказ показался самым понятным из всех читанных. Но понял я его совсем не так, как вы. Интересно, а сам-то он о чём думал, когда писал?

Ай да Борхес, ай да сукин сын :)))


Хорошо, что он не входит в школьную программу. Представьте себе учительницу, пытающуюся убедить детей (а прежде всего - себя), что Борхес имел в виду точно то, а не это. Она же взорвалась бы! :))


Вот уж это точно :)))
Это как со Смердяковым. Вот зачем он повесился?
После каждого прочтения у меня возникает очередная версия:
-- от неудовлетворённой жадности;
-- совесть замучила-таки, а признаться выше его сил;
-- из вредности.
Ну и так далее. Каждый раз что-то новое с ним случается в моих мозгах :)))


"Из вредности" - уж очень мрачная версия. Я, смешно сказать, пока придерживаюсь позиции "добрых людей" булгаковского Иешуа, жизнь ещё не переубедила. Мой Смердяков - несчастный мерзавец, а тут ещё и последний шанс обрести брата-единомышленника обломился... Остаётся только в петлю.


Да, ваш вариант у меня тоже был. Даже не столько единомышленника, сколько идейного вождя. А вождь-то трусом оказался, ерунду какую-то несёт...
Был ещё вариант, что повесился от излишнего ума. И другие были. В общем это мой любимый персонаж :)