Больше рецензий

Shellty

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 января 2021 г. 15:52

866

1 двенадцать принцесс собрались пообедать

Никогда и ни с кем в жизни своей я не ощущала такого могучего душевного родства, как с этой кошкой, пока читала House of Salt and Sorrows:
картинка Shellty
На самом деле, это немалой ловкости акробатический этюд - сделать ретеллинг самой по себе кринжачной гриммовской сказки про двенадцать танцующих принцесс еще хуже, чем уже. Но Эрин А. Крейг каким-то образом справилась.

двенадцать принцесс собрались пообедать
Опасно быть наследницей герцога Соленых островов - да, бонусы солидные (деньги, гигантское поместье, титул), но перспектива преждевременной смерти как-то убавляет привлекательности. Из 12 герцогских дочерей в живых остались только 8 - четверо сгинули одна из другой в самом расцвете сил. Народ шепчется про преследующее род проклятие и делает отводящие порчу знаки, когда девушки проходят мимо.
Аннали в проклятия не верит, но что-то в смерти одной из ее сестер не дает ей покоя - а тут еще и семья вдруг решает, что хватит им горевать и отменяет траур на следующий день после похорон Евлалии (в оригинале она Eulalia. я заглянула в русский перевод - переводчик ожидаемо зассал назвать ее Евлалией, использовав вместо этого трусливо-вычурную форму Эулалия, но я в отзыве это упущение исправлю), по поместью бродят призрачные аппарации, а оставшиеся сестры каждую ночь станцовывают свои башмачки на экстравагантных балах, куда попадают через волшебную дверь. Ситуация становится все страньше и страньше, окружающие ведут себя все подозрительней и подозрительней, и Аннали надо принять какие-то меры, пока все окончательно не вышло из-под контроля.

одна зачахла от чумы - и их осталось одиннадцать
Общеизвестно, что главные героини YA не блещут интеллектом, но мОЙ БОГ. House of Salt and Sorrows выводит все это на качественно новый уровень. Никогда еще я не встречала настолько тупой, беспомощной, непоследовательной, слабовольной и внушаемой главной героини.
Если бы мне надо было выбрать из книги одну цитату, чтобы объяснить саму суть Аннали, это была бы “I don’t understand,” I moaned."
Героиня исключительно редко говорит - она преимущественно "лепечет", "бормочет", "заикается", "мямлит", "бубнит" и "шепчет". Иногда пищит, скулит, стонет и воет.
И всю дорогу, ВСЮ ДОРОГУ, Аннали решительно Ничего Не Понимает. Она Ничего Не Понимает настолько интенсивно, с такой яростной самоотдачей и пылом, что могла бы быть третьим Колобком и вести с ними следствие.
картинка Shellty
Она такая тупая, что это натурально физически изнурительно. Прочитал абзац ее внутреннего монолога - как Олимпийский марафон пробежал.

одиннадцать принцесс, поев, клевали носом
И я бы, знаете, готова была сквозь пальцы взглянуть на оставляющий желать интеллект Аннали, если бы у нее были какие-то компенсирующие этот недостаток положительные качества.
но их
нет
Аннали - очень трусливый, бесхребетный и нерешительный протагонист. "Быть храброй" в ее вокабуляре соответствует "посплетничать с мачехой о ее интимной жизни до замужества" (я убийственно серьезно).
Отвага (тм) прорезается в Аннали в самый неожиданный момент - когда она потешно тявкает на бессмертную могущественную сущность, способную движением мизинца убить ее немыслимо страшным образом.
Все в лучших традициях Сильных Женских Персонажей популярных телешоу 2010х.
картинка Shellty
одна упала с лестницы - и их осталось десять
Иногда мне всерьез казалось, что барышне нужна срочная помощь квалифицированного специалиста, потому что у нее наблюдались явные проблемы с памятью.
романтический интерес (в первую же встречу): я бастард
героиня (чуть позже, размышляя про бал, на который ее знатный батюшка понаприглашал разнообразных герцогов): ох, романтический интерес в нашу единственную встречу был таким величественным, наверняка он какой-нибудь ГЕРЦОГ, надеюсь, папа его пригласил!
или вот еще:
друг детства: демонстрирует по отношению к героине разнообразные Чувства, которые она замечает и о наличии которых вполне осведомлена
героиня: ох, на этом балу я хочу только танцевать и не настроена на разнообразные неловкие признания!
тоже героиня, двумя страницами позже, на все том же балу: чуть ли не раскаленными клещами вытаскивает из друга детства неловкое признание и ведет себя так, как будто Не Подозревала, это Неприятный Сюрприз, и в целом Положительно Шокирована.
К финалу книги мнемонические проблемы достигли критической точки и Аннали стала забывать то, что говорила 20 секундами ранее.
героиня: а что, если я заключу сделку с [коварной хтонической сущностью], чтобы решить наши проблемы?
тоже героиня, 11 (одиннадцатью, да, я посчитала) строчками ниже: не могу представить, чтобы кто-то хотел заключить сделку с [коварной хтонической сущностью]!
...
Мисс, вы в порядке?..

десять принцесс в Селкирк ушли потом
В какой-то момент я не на шутку встревожилась, что провалы в памяти не у персонажа, а у автора непосредственно - иначе как объяснить то, что книга постоянно противоречит сама себе?
В начале книги героиня характеризует одного из действующих лиц как "он не был жестоким человеком", однако спустя N глав - когда для сюжета это становится удобно - внезапно выясняется, что нет, был, оказывается, был. Жестоким, вспыльчивым, агрессивным, и героиня это всегда знала (т.е. это не было для нее каким-то фантастическим и-пелена-спала-с-глаз откровением).
"О моих мертвых сестрах говорить не принято, никто не говорит о них", - думает героиня в какой-то момент в середине книги, и читатель осоловело хлопает глазами, не в силах понять, когда эта тема успела стать табу, потому что ранее сюжет регулярно и очень активно делал акцент на том, что мертвые герцогские дочери - hot topic для любителей посплетничать, ВСЕ обсуждают их незавидную судьбу, от замызганной рыбачки до надменных герцогов соседних территорий.

одна утопла в ванной - и их осталось девять
Ввиду всего вышеприведенного вдвойне трагично, что в этой книге присутствует элемент так называемой "детективной загадки".
Героине кажется Очень Подозрительной смерть Евлалии. Никаких доказательств этому нет, и причин подозревать нету тоже, но Женская Интуиция шепчет ей: что-то тут нечисто. Аннали прямо так и говорит всем сочувствующим: это была такая СТРАННАЯ смерть. Все предыдущие были ЕСТЕСТВЕННЫМИ, а эта ТАКАЯ СТРАННАЯ.
Я объясню свое недоумение: предшествовавшая покойнице Евлалии сестра утонула в ванной, а еще одна до нее - свернула шею, упав с лестницы.
Т.е. вы пытаетесь мне сказать, что утонуть в ванной (!) или летально сверзиться с лестницы каким-то образом менее подозрительно, чем упасть с обрыва?..
Аннали очень, очень глупая. Мой вокабуляр не содержит подходяще выразительных слов, чтобы объяснить, насколько (я понимаю, что начинаю звучать как заевшая грампластинка, но раз уж это - определяющая и самая яркая черта характера главной героини, с нею мы и покатимся).
Виновника всех бед героиня находит не потому что "дедукция, дорогой Ватсон", а натурально потому, что других подозреваемых не осталось. Она не играет никакой роли в разрешении финального конфликта, ее участие ограничивается пассивным присутствием, пока клубочек интриги распутывается сам собою на скорости x10 - финал ОЧЕНЬ скомканный и невнятный, и развитие событий натурально невозможно предугадать, но отнюдь не потому что автор сумела качественно нас запутать, а потому что ворлдбилдинг, на котором центральная интрига держится, полон гигантских прорех и автор не считает нужным предоставить читателю критически важную для понимания сюжета информацию. Правила авторского мира - не статичны, они самым хаотическим образом оголтело изменяются в угоду сюжетным перипетиям.
Романтическая линия в книге... вы знаете, я даже не пойду в ту сторону, потому что это был один из самых нелепых, плохо прописанных и отвратительно-сиропных примеров любви-с-первого-взгляда, которые мне в янг эдалте встречались. А также и Любовный Треугольник. В этой книге есть kinda-sorta Любовный Треугольник, но туда уж тем более ходить не надо ни мне, ни вам, вообще никому. Зачем он там? Во имя чего? Этого мы никогда не узнаем.

девять принцесс плясали на балу
Самое раздражающее в этом - то, что львиную долю несообразительности Аннали, сюжетных нестыковок и проблем в построении мира мог бы исправить хороший редактор. Нет, к черту "мог бы". Обязан был исправить.
Потому что бесконечное пережевывание одной и той же информации - суть неспособность начинающего автора донести до читателя мысль (как и контрадикторные сведения, как и заполнение места в книге повторяющимися диалогами и уточнениями).
Редактор этой книги, однако же, хорошим не был.

обрыв с одной случился - и их осталось восемь
Обыкновенно я стараюсь искать в любой прочтенной плохой книге какие-то положительные стороны, чтоб несколько минимизировать боль по бесцельно потраченному на эту литературу времени. Это может быть какое-то новое знание, или интересный речевой оборот, или цЕЛЫй СпеКтР эМОциЙ, или что угодно, на самом деле.
Из "Дома соли и печали" я вынесла ценную информацию о том, что jellyfish jerky - это реально существующая и употребляемая в пищу вещь.
Вяленое медузье мясо.
Теперь вы тоже знаете. Живите с этим.

Комментарии


Меня иногда на очень плохих книгах разбирает азарт подсчитывать сколько ещё днищ пробьёт автор)

И кстати благодаря таким вот книгам, на свет появляются шикарные отзывы.

*Рейтинг на лайвлибе 4.0???*


И это единственно верный способ читать такие книги, я считаю! Иначе не сдюжить.

*Рейтинг на лайвлибе 4.0???*

Я просмотрела несколько пятизвездочных отзывов на лайвлибе и гудридс и готова поклясться, что мы с их авторами читали какие-то разные книги.
В одном из отзывов читатель даже использует по отношению к местной романтической линии определение slowburn - и я не знаю, как это объяснить, потому что в моей версии книги был хрестоматийный пример омерзительной instalove, когда героиня, поговорив со своим романтическим интересом единственный раз 2,5 минуты примерно, испытывает разнообразные интенсивные физические реакции и, сколько-то глав спустя, томно доводит до читательского сведения, что "его глаза снились мне каждую ночь".
Мистика.


Ох, лучше уж instalove, чем instalust :D


Сначала хотела согласиться, а потом вспомнила данный диалог из книги:
“You are my world,” Cassius said solemnly, without a moment’s hesitation.
“And you are mine,” I echoed.
(дети, вы впервые поцеловались лайк позавчера и знаете друг друга полторы недели примерно, придержите коней, может быть?..)
и уже не так уверена.


больше разносов богу разносов! очень скучал по твоим книжным роустам.
(правда, просить больше разносов означает желать тебе ещё больше плохого янг-эдалта, так что я в некотором замешательстве).


Aw, спасибо!
У меня есть подозрение, что плохой янг-эдалт - неизбывная константа в моей жизни, от него никуда не деться, он будет преследовать меня вечно. Так что надо постараться извлечь из обстоятельств хоть какую-то пользу.