Больше рецензий

valeriya_veidt

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 января 2021 г. 16:48

666

4.5

Сегодня бихевиоризм можно смело считать классической концепцией, принципы и закономерности которой применяются в разных областях науки и практики, в том числе в образовании. Несмотря на то, что бихевиоризм достаточно хорошо зарекомендовал себя в деле повышения школьной успеваемости детей, идеи данного подхода всё чаще подвергаются критике учёных и практиков.

Автор книги «Воспитание сердцем. Без правил и условий» Альфи Кон (американский психолог, автор ряда книг, лектор, исследователь в сфере образования) считается, мягко говоря, противоречивой фигурой в профессиональном психолого-педагогическом сообществе. Выступая адептом концепции образования ради развития личности, обретения «Я», понимания собственных устремлений и склонностей (а не образования как трамплина для достижения конкурентного преимущества), А. Кон достаточно жёстко критикует бихевиористский подход, а также ставит под сомнение многие традиционные теории, стили, программы школьного обучения и семейного воспитания.

картинка valeriya_veidt

Надо отметить, что к настоящему времени проведено огромное множество исследований, как подтверждающих основные принципы бихевиоризма, так и опровергающих их. Точка в этом вопросе будет поставлена ещё нескоро (да и будет ли — большой вопрос).

Дело тут в другом: всегда будут существовать люди, подобные А. Кону, проповедующие гуманизм во всех его проявлениях (давайте хотя бы вспомним Я. Корчака, Ш. А. Амонашвили и др.). Именно благодаря таким подвижникам меняются (согласна, что не всегда быстро) взгляды на систему образования, а также частные аспекты воспитания детей.

К примеру, по данным 2019 года российских аналитиков, всё больше и больше родителей выбирают альтернативные формы образования, предпочитая семейное обучение школьному (на 01.09.2019 г. количество детей, обучающихся дома, приблизилось к 100 тыс.). Таких родителей одни люди называют прогрессивными, другие — безумными, однако, на мой взгляд, в данном случае гораздо важнее понять и принять (!) причины выбора семейной формы обучения.

Надо отметить, что А. Кон ни в коем случае не призывает родителей всего мира забирать своих чад из школы; более того, в своей книге он демонстрирует, как минимум, две возможные тактики: одну — для работников системы образования, другую — для родителей. Очевидно, что школа вряд ли проиграет борьбу за детей перед домашним обучением, однако очевидно и то, что тенденция образования детей вне жёстких рамок будет только набирать обороты.

В общем, «Воспитание сердцем. Без правил и условий» понравится далекому не каждому читателю, тем не менее книга может представлять подлинный интерес очень для многих (например, в части анализа иного взгляда на образование и воспитание подрастающего поколения).