Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

28 января 2021 г. 11:06

3K

4 «Право на преступление»

Быть женщиной тяжело, даже слишком тяжело. От женщины постоянно что-то требуют: она обязана быть красивой и женственной (или что она за женщина?), хозяйственной (тем более), заботливой, должна потакать желаниям своего мужчины, в т.ч. если они противоречат ее собственным, должна рожать «правильных» детей и все остальное (добавляйте по своему усмотрению). Быть мужчиной тоже тяжело. От мужчины тоже постоянно что-то требуют: быть защитником, т.н. «каменной стеной», быть суровым, неконтактным (психологи и разговоры по душам не для «настоящих мужиков»), при этом быть понимающим и верным, но чтобы все женщины завидовали.
картинка ShiDa
Все проблемы героев этой книги Себастьяна Жапризо – от гендерных стереотипов, замкнутости и нетерпимости провинциального общества и, что уж там, от связанной с ними глупости. Это не классический детектив, как указано в жанрах, с таким же успехом к детективам можно отнести все книги, в которых совершаются убийства, даже «Братьев Карамазовых». У Жапризо скорее вышел семейный роман с множеством неизвестных. Поначалу читатель не понимает, что за история разворачивается близ него, кто все эти персонажи и как они связаны. Но Жапризо все объяснит, разложит по полочкам и убедится, точно ли ты, читатель, во всем разобрался.

В провинциальной Франции середины 70-х решительно нечем заняться. Маленькие поселения разбросаны в нескольких километрах друг от друга, при этом в одной деревеньке живет около сорока человек. Естественно, все и всё знают. Все со всеми давным-давно переспали, все в курсе, кто и с кем и сколько раз был. Мужья регулярно бьют своих жен (тут это обычное явление). Те это терпят. И все как бы… нормально. Образование в этот край не завезли, оттого на большинстве жителей лежит налет быдловатости.

И жили в этих самых краях молодые супруги Девинь. Габриэль Девинь оказался военнопленным и был увезен в Германию, а в 1945 г. встретил австрийскую девушку, в которую влюбился, и увез ее в родной французский город. Местные прозвали девушку Евой Браун из-за ее светлых волос и немецкого языка. Поначалу «Ева» очень любила своего мужа, но потом в нем разочаровалась – она рассмотрела его слабохарактерность, поняла, что он трусоват. И любовь закончилась. Местные их не любили (а кто во Франции любил немцев?), но прожили бы они жизнь спокойно, если бы не случай, перевернувший совершенно их застоявшуюся жизнь.

В отсутствии мужа к «Еве» постучались трое мужчин – спросить дорогу. На грузовике они везли механическое пианино. Она им ответила. После они возвратились и… можно не объяснять, что случилось потом? Во избежание огласки (а что скажут соседи???) «Ева» и ее муж решили не рассказывать об этом полиции. Притвориться, что ничего не было. Только вот результатом насилия оказывается девочка Элиана, которой Габриэль отказался дать свою фамилию (объясните мне, это нормально или нет?)
картинка ShiDa
Но самое неадекватное не это. Вместо того, чтобы похоронить прошлое (ну решили же не заявлять в полицию!), мать рассказывает дочери о своем изнасиловании (чтобы объяснить, отчего в ее метрике не указан отец). Естественно, эта информация разрушает мир счастливого детства. Элиана ожидаемо слетает с катушек – а вам бы хотелось узнать, что вы родились от насильника? У нее явные проблемы с сексуальным поведением, на лицо недолюбленность и недоверие к миру. И скоро подросшая девчушка решает отомстить за мать и убить ее насильников. Для того, чтобы найти их, она готова рисковать безопасностью, свободой и своим сердцем.

История Жапризо максимально тленна, в ней столько жести, что просто теряешься от этого. Все герои (и те, которым нужно сочувствовать) неприятны – в той или иной степени. Неприятна «Ева», которая бьет свою любимую дочь, неприятен и ее муж Габриэль, который любил и ненавидел нежеланного ребенка. Вообще Габриэль – самый загадочный персонаж книги. В нем сочетаются духовная нищета и искренняя любовь, трусость и мужественность. С Элианой не лучше – она жертва и умная девчонка со стальным стержнем, но при этом она крайне токсична, всех ненавидит… и вообще ее очень хочется прибить.

Отдельно хочется сказать о том, как в «Убийственном лете» показаны мужчины. С женщинами все понятно – либо жертвы, которые смиряются с униженным положением (меня изнасиловали, но все скажут, что я «сама виновата», так что я промолчу), либо героини, что хватаются за оружие и отправляются мстить за свою боль. А что с мужчинами? Они либо туповаты, либо сволочи. Все. Я ни в одной книге не встречала столько противных представителей противоположного пола. Все мужчины – животные, движимые лишь инстинктами. У всех женщина – лишь сексуальный объект. Даже влюбленный в Элиану Фиоримондо не пытается рассмотреть в ней человека, она – кукла (он так и называет ее), но кукла любимая. Красивая кукла. Все, даже безумно влюбленные, бьют любимых женщин… скажем, за то, что она опоздала на последний автобус до дома (что?) А в чем тупость, спрашиваете вы? Ну, скажем, Фиоримондо совершает ужасные поступки, даже не пытаясь удостовериться в… корректности полученной информации.

И кое-что, что меня особенно удивило (спойлер!)

Осторожно
Если Габриэль еще в 60-х, задолго до основных событий, совершил самосуд над насильниками своей жены… м-м-м, почему он ей об этом не сказал, а? Это же так логично – дать понять жертве, что она отомщена! И она сразу бы его зауважала! Нет же, он об этом промолчал, в итоге «Ева» рассказала своей дочери о насилии и добавила, что насильники, блин, еще живы! Сколько бессмысленной жести можно было избежать, если бы Габриэль просто рассказал жене о случившемся?!
свернуть

картинка ShiDa
Как итог: книга достойна прочтения, но не стоит ждать стремительного сюжета и детектива с первых же страниц. Тут больше психологии и семейной драмы. И это самое депрессивное произведение из прочитанных мною у Жапризо.

Прочитано в рамках Собери их всех и От А до Я.

Комментарии


Сколько жести и тлена... даже мне этого много. Хотя... тут больная тема.
Ты спрашиваешь, нормально ли, что Габриэль свою фамилию не даёт дочери?
А есть ли норма в таких случаях?
Да, подлвато это с его стороны.
И жестокость Евы можно понять... её обнять хочется.
И дочку её...
А Габриэле... хочется к писателю подойти со спины, когда он писал, вечером свой роман, обнять его ( о да, испугается он знатно) и шёпотом, на ушко: ты зачем так делаешь? Это картонка, а не персонаж... но кровоточащая.
Писатель намеренно, как жестокий бог древних, подогнал его молчание о мести под трагедию дочери.
Так не бывает. Зато... роман получил трагичный изгиб.

Очень сильная рецензия.
И вопросы ты поставила все в цель.
И начало рецензии, про мудчин и женщин... всё в цель.
Так и хочется сказать: трудно быть человеком вообще.
А мужчины... о которых ты написала... порой такого насмотришься и наслушаешься о мужчинах, что стыдно безумно, хочется наказать мужчину, но единственный мужчина под рукой - это я.
И тогда хочетсч себе пулю в лоб пустить.

Даяночка, хорошего вечера тебе)


Ты спрашиваешь, нормально ли, что Габриэль свою фамилию не даёт дочери?
А есть ли норма в таких случаях?
Да, подловато это с его стороны.

Просто для меня фамилия - это не что-то принципиальное, во всяком, для взрослого человека. Ребенку это намного важнее, а взрослый разве переломится, если даст фамилию ребенку? Но это моя женская позиция. Мы, женщины, обычно меняем фамилию после замужества, после развода возвращаем свою, потом новый муж - и новая фамилия. Я бы, наверное, не стала менять, разве что в том случае, если бы фамилия мужа хорошо сочеталась с моим именем. А то Даяна Иванова/Смирнова/Воробьева - ну такое себе.

А мужчины... о которых ты написала... порой такого насмотришься и наслушаешься о мужчинах, что стыдно безумно, хочется наказать мужчину, но единственный мужчина под рукой - это я.

Вот и не нужно ассоциировать себя с неадекватами по полу. Да, проблема насилия на 85% мужская, но это не делает всех мужчин токсиками, насильниками, тиранами и проч. Я, как феминистка, первая против распространения негатива на всех пол, мы этого наелись в прошлом ;(


ни в одной книге не встречала столько противных представителей противоположного пола. Все мужчины – животные, движимые лишь инстинктами. У всех женщина – лишь сексуальный объект

Как-то участвовала в одной из местных игр, от мужских персонажей в Мишель Фейбер - Багровый лепесток и белый и Эмма Донохью - Падшая женщина просто тошнило, хотя главные героини - девушки, так сказать лёгкого поведения.


Эх. Но смотреть на молодую Аджани было одно удовольствие, она могла играть что угодно или просто сидеть неподвижно в кадре... И да, я объективизировал или сексуализировал (или как ещё это нынче принято называть?) её по полной программе начиная с 16-ти своих и до появления новых увлечений из мира селебрити. И мне как-то похер, кошерно это согласно новым веяниям или нет.


Аджани действительно прекрасна, тут не поспоришь ;)