Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

25 января 2021 г. 05:15

4K

4.5 Спойлер «Мучения в кубе»

Лучшее, что можно прочитать во время болезни – так ты хотя бы не будешь чувствовать себя одиноким. Ибо в этой книге страдают буквально все. От всего. У Германа Гессе нет ни одного счастливого человека. В стабильном состоянии это может вызвать раздражение, в болезни же ты находишь утешение в этом сюжете – оказывается, не только я такой, хорошо знать, что кто-то в этом мире тоже мучается (жалкое чувство, но действительно приятное).

Так, «Гертруда» отчасти меня утешала. У меня была мигрень, я не могла встать с постели, ничего не могла съесть и выпить, меня тошнило, болели глаза, я все ненавидела, а особенно себя – разлеглась тут, тварь такая, вместо того, чтобы пойти на митинг. А Герман Гессе тут с потрясающей дотошностью рассказывает мне о мучениях в разных проявлениях, физических и душевных. Понятно, что он хотел растолковать несчастному читателю: «Что, ты хочешь хорошей жизни? Хочешь быть счастливым? Мечтаешь о взаимной любви? А вот фиг тебе! Ты займешься творчеством, но оно не даст тебе удовлетворения. Ты полюбишь, но тебя успешно отвергнут со словами: «У меня к тебе нет ничего, кроме дружеских чувств». Вокруг тебя все будут страдать, а ты ничем не сможешь помочь. И умрешь ты жалко и ужасно, можешь даже не стараться что-то изменить, все равно ты кончишь плохо!»
картинка ShiDa
Главный герой – самый несчастный в книге – это молодой композитор по фамилии Кун. Казалось бы, все должно быть хорошо: талант на месте, есть возможность жить в свое удовольствие и творить, о тебе говорят с почтением, готовы помогать в продвижении твоего творчества. Но Кун мучается от одиночества. У него страшные комплексы (у меня больная нога, меня никто не полюбит!), а сам он хочет взаимной любви, влечения женщины. Но:

«Порядочный художник в жизни должен быть несчастным».
«Писать музыку я буду всегда, но мне хотелось, чтобы я когда-нибудь мог творить от наплыва счастья, изобилия и неомраченной радости, а не от тоски и несытого сердца. Ах, почему я не был счастлив тем, что мне дано, – моею музыкой?»

Гессе с ожесточением доказывает: если у тебя творческий талант и ты можешь хоть что-то написать, ты наверняка будешь большим неудачником в жизни. На самом деле, речь тут не о «мистической судьбе» художника. Просто творческий человек часто притягивает к себе таких же неблагополучных людей. Это счастливые люди похожи друг на друга, а неблагополучные очень-очень разные. И найти в таком окружении человека для любви и счастья тяжело. Так не везет и главному герою. Вокруг него вертятся люди сложных чувств и тяжелых судеб, и либо он любит их и не получает взаимности, либо любят его, а он не может ответить тем же.

Болезненны его отношения с вынесенной в заглавие Гертрудой. Внутренне Кун и Гертруда схожи, они могли бы составить гармоничную пару, но, к сожалению, Гертруде не нужна благополучная любовь, ее тянет к любви разрушительной, чтоб с истериками и драками. Композитор любит ее, а она уходит любить токсичного певца Муота, который сам мучается от своей токсичности, но исправить себя не в состоянии. Гертруде же не хватает ума и чувства, чтобы разрубить любовный треугольник, и она держит влюбленного в нее Куна в т.н. «френдзоне». И это очень эгоистично: «Да, я знаю, что ты меня любишь и хотел бы на мне жениться, но я тобой дорожу как другом… так что давай общаться дальше, притворяясь, что все у нас замечательно!» А главный герой так несчастен, что тоже не может разорвать эти унизительные отношения. Уж лучше бы главные герои в самом начале не завязывали эту странную дружбу, все же знают, чем чревата дружба между молодыми мужчиной и женщиной. Это хождение по мартовскому льду. И заканчивается это часто плачевно – как у героев этой книжки.

«Раз-другой в течение этих лет… мои мысли следовали за ней по старому запретному пути, и я говорил себе: почему бы нет? В глубине души я уже знал ответ, знал, что ни в моей, ни в ее жизни ничего больше поправить нельзя».

Помимо участников любовного треугольника мучаются родители и друзья. Все как-то ужасно влюбляются и терпят неудачу, теряют близких и не могут оправиться, разочаровываются в жизни и мечтают со всем покончить. Хочется поверить, что в финале Герман Гессе хоть что-то исправит и кого-то осчастливит, но нет – Герман Гессе времен этой книжки явно считал нормальное благополучие пошлостью. Оттого после остается болезненное послевкусие. Тлен парализует мозг – иначе не скажешь.
картинка ShiDa
За что реально хочется похвалить Гессе, так это за замечательно написанный текст, невероятно вкусный. Читается легко, увлекательно, несмотря на количество несчастий. Что лучше всего может сказать о данной книге:

«Не хочу ни любви, ни почестей:
— Опьянительны. — Не падка!
Даже яблочка мне не хочется
— Соблазнительного — с лотка…Что-то цепью за мной волочится,
Скоро громом начнет греметь.— Как мне хочется,
Как мне хочется —
Потихонечку умереть!»

Прочитано в рамках Собери их всех, Охоты на снаркомонов и От А до Я.

Комментарии


Так, «Гертруда» отчасти меня утешала. У меня была мигрень, я не могла встать с постели, ничего не могла съесть и выпить, меня тошнило, болели глаза, я все ненавидела, а особенно себя –

Схожее у нас с тобой самочувствие было)
Надеюсь сейчас лучше, Даян. А то я перепугался и чёрт знает что надумал)

Что, ты хочешь хорошей жизни? Хочешь быть счастливым?

Мечтаешь о взаимной любви? А вот фиг тебе! Ты займешься творчеством, но оно не даст тебе удовлетворения. Ты полюбишь, но тебя успешно отвергнут со словами: «У меня к тебе нет ничего, кроме дружеских чувств».

Безумно грустно звучит. Было такое не раз в жизни.
Наверное, каждый через это проходит...
Но не хочется, что бы с тобой так было, Даян..
Всё будет хорошо)

Вокруг тебя все будут страдать, а ты ничем не сможешь помочь. И умрешь ты жалко и ужасно, можешь даже не стараться что-то изменить, все равно ты кончишь плохо!»

Почему то вспомнился разговор в Париже Бунин и Набокова.
Там Бунин, в кафе, предрёк молодому Набокову, что он скончается в одиночестве и в страшных мучениях.

Гессе с ожесточением доказывает: если у тебя творческий талант и ты можешь хоть что-то написать, ты наверняка будешь большим неудачником в жизни. На самом деле, речь тут не о «мистической судьбе» художника. Просто творческий человек часто притягивает к себе таких же неблагополучных людей.

О, Тут Гессе жестоко прав.
Порой притягивает даже людей со схожей поломанностью души и судьбы.
И что хуже всего.. ладно когда талант есть и он виден, ярок. Так легче перенести и одиночество и невзгоды, но когда.. талант поломан симметрично с судьбой и душой и он мал, как былинка пыльная и растоптанная....

Это счастливые люди похожи друг на друга, а неблагополучные очень-очень разные.

Вот как Толстой должен был начать свой роман...

Внутренне Кун и Гертруда схожи, они могли бы составить гармоничную пару, но, к сожалению, Гертруде не нужна благополучная любовь, ее тянет к любви разрушительной, чтоб с истериками и драками.

Вспомнил почему то твою великую "любовь" к битью посуды)

Композитор любит ее, а она уходит любить токсичного певца Муота, который сам мучается от своей токсичности, но исправить себя не в состоянии.

Вечная тема.. больше уже на проклятие похожая.

Да, я знаю, что ты меня любишь и хотел бы на мне жениться, но я тобой дорожу как другом… так что давай общаться дальше, притворяясь, что все у нас замечательно!»

Знакомо. Вот они, 50... нет, 100 оттенков ада дружбы.

Даян.. за Марину в конце, отдельное спасибо.
Сильная рецензия, как всегда у тебя.
Надеюсь со здоровьем уже лучше у тебя.
Доброго дня)


Надеюсь сейчас лучше, Даян. А то я перепугался и чёрт знает что надумал)

Ничего страшного, мне теперь лучше. Спасибо за теплые слова ;)

Безумно грустно звучит. Было такое не раз в жизни.
Наверное, каждый через это проходит...
Но не хочется, что бы с тобой так было, Даян..
Всё будет хорошо)

Раз ты говоришь, что все будет хорошо... Спасибо. Взаимно, пусть у всех (и у тебя) все будет хорошо ;)

Почему то вспомнился разговор в Париже Бунин и Набокова. Там Бунин, в кафе, предрёк молодому Набокову, что он скончается в одиночестве и в страшных мучениях.

Бедный Набоков, без шуток. Мне бы Бунин предрек смерть в нищете и одинокие похороны под дождем, в воображении Бунина я бы лежала совсем молодая, в черном платье и с белой розой на груди. Хотелось бы поверить, что умру я не в "страшных мучениях", как Набоков, а быстро и безболезненно ;)

Вспомнил почему то твою великую "любовь" к битью посуды)

Посуды много не бывает, знаешь ли ;))

Сильная рецензия, как всегда у тебя.

;))))