Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 января 2021 г. 16:21

Лучшее на Лайвлибе

2K

4 Удивительная история о дружбе и преданности человека и волка

Примечательно, что автор смотрит на мир глазами обитателя дикого мира, но при этом постоянно остаётся посторонним наблюдателем, давая читателю самому право сделать собственные выводы. Джек Лондон нарисовал замечательную картину из жизни представителя волчьей стаи: от раннего детства – до поздней зрелости, когда перед нами предстаёт уже умудрённый опытом и жизнью гордый представитель дикой природы: своенравный, преданный, но не сломленный. Сохранить подобный баланс – очень сложно, как для человека, так и для животных.

В сюжете очень хорошо показана судьба волков, их роль и место в окружающей жизни, многие представления и предубеждения на их счёт. Не зря в первых главах волки нарисованы этакими кровожадными хищниками, что постоянно угрожают жизни человека, беспощадно нападают на собачьи упряжки, загрызают гончих и людей. Читая эти главы, просто мурашки бегут по коже. Однако затем, совершенно неожиданно, акцент смещается с человека – на самого волка, жизнь его представителей, место в природе. И здесь уже начинаешь осознавать, насколько непросто их существование, сколько испытаний приходится вынести. И описанное начинаешь воспринимать уже несколько иначе. Постепенно эти две линии: человека и дикого животного – пересекаются, проходя испытание преданностью и обстоятельствами.

Каждый новый хозяин Белого Клыка – это свой характер и судьба: будь то преданный и забавный мальчишка Мит-Су (жаль, что в книге эта история не развита), его отец-индеец Серый Бобр – некогда также бывший романтиком, но вынужденный нынче подчиняться нужде и обстоятельствам. Или кровожадный Красавчик Смит, зарабатывающий собачьими боями и ослеплённый жаждой славы и денег. По особенному воспринимает волка и судья Уиндон Скотт, решающий взять его с собой в жаркий Сан-Франциско – место совсем не подходящее для того, кто рождён лютым Севером. Каждый из них «лепит» своего Белого Клыка, старается перекроить его на свой лад, дабы «иметь игрушку», «средство наживы», «верного друга». И дикий волк поддаётся, поскольку – животное по природе и знает своё место в ней. На мой взгляд, автор очень убедительно и реалистично показал этот процесс «перекраивания», переподчинения, если хотите. Если бы это была простая детская сказка – всё было бы совсем иначе. Может в этом и есть успех повести?

«Белый клык» - это не простая детская история «о дикой собачке и её приключениях», подобно Лесси и ей схожих (ни в коем случае не хочу обидеть Эрико Найта, просто они очень разные). История Белого Клыка – даже скорее для взрослых, которые увидят в ней гораздо большее, нежели поучительно-развлекательную историю. Читая её в разные периоды собственной жизни – можно вынести из повести что-то особенное. По крайней мере, читая её в детские годы, воспринимал несколько иначе, чем сейчас. Повесть «Белый Клык» (1906) была напечатана через 3 года после повести «Зов предков» сначала в журнале «Аутинг мэгезин», а потом отдельным изданием в Нью-Йорке. Сам писатель называл новую повесть не продолжением «Зова предков», а дополнением к нему. Джек Лондон так описывал свою задачу:

«Я намереваюсь показать обратный процесс. Вместо процесса одичания и вырождения собаки я собираюсь дать картину эволюции, цивилизации собаки – развитие в ней чувства дома, верности, любви, послушания и всех других достоинств».

Прочитано в рамках Книгомарафона, 98 тур и Новогоднего флэшмоба 2021 года, огромное спасибо Larisha за воспоминания о детстве.