Больше рецензий

Deliann

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 января 2021 г. 18:01

532

3.5

Четвертый том по яркости рассказов вплотную приблизился к первому. Здесь нашлось место и психологической драме, и пугающему сюрреализму, и необычной притче, и кровавому триллеру, и добротной мистике.
• «Внутренняя политика».
Эти руки не для скуки. В последнее время Чарли начал замечать, что у него по утрам болят руки. Он до последнего убеждал себя, что это нормально и ничего страшного не происходит. Но, в конце концов, Чарли открылась жуткая правда: его руки решили отделиться от тела.
Рассказ напоминает кошмарный сон. Он странный, сюрреалистичный, с оттенками кошмара и своеобразной безумной логикой. Читается легко, а восприятие рассказа быстро меняется с «Что за бред?» на «Какая жесть!».
• «Нечеловеческая доля».
Узелок завяжется, узелок развяжется. Четверо парней нападают на бродягу. В процессе нападения один из них обнаруживает среди вещей жертвы необычный шнурок с тремя замысловатыми узелками. Поддавшись порыву, молодой человек забирает шнурок себе, не подозревая, к чему это приведет.
Это уже почти фишка Баркера – прятать чудовищ в головоломки. Все мы помним шкатулку Лемаршана, которая налаживала связь с сенобитами, многие вспомнят и жуткую плитку из «Каньона Холодных Сердец». Так что идея не поразит своей необычностью, но на интересе это не скажется. Умеет Баркер заворожить своего читателя той жутью, что описывает.
• «Откровение»
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. В одном номере мотеля переплетаются судьбы проповедника, его жены, его помощника, случайно знакомой помощника и двух призраков, один из которых повинен в смерти другого в этом самом номере.
Рассказ радует необычной психологической драмой и хитросплетениями отношений персонажей.
• «Изыди, Сатана!».
Не в деньгах счастье. У Грегориуса было столько денег, что хватило бы на несколько безбедных жизней. Но ему хотелось ощутить милость Божью. Желая привлечь к себе внимание Высших Сил, Грегориус решает подвергнуть свою душу опасности и начинает возводить Инферно.
Короткая притча, нетипичная для творчества Баркера.
• «Век Желания».
В лаборатории исследуют новое вещество, действующее как сильнейший афродизиак. Беда в том, что побочным эффектом является превращение подопытного в ненасытного маньяка.
Баркер во всей красе: психологический триллер, яркие образы, жуткая смесь эротики и хоррора.
Пятый том состоит всего из четырех рассказов. Самый короткий и не самый яркий, он оставляет по большей части смешанные ощущения.
• «Запретное».
Сюжет вертится вокруг девушки Хелен, которая решила написать исследовательскую работу, посвященную граффити. Хелен ходит по бедным районам, фотографирует стены и однажды натыкается на весьма жуткое изображение чьей-то головы. Желая выяснить, кто же это, Элен расспрашивает людей этого района, узнает о жутких убийствах и Кэндимене. Много внимания в рассказе уделено социальной составляющей и жизни людей в трущобах. Сам Кэндимен объявится только в конце, и его образ отличается от того, что показано в фильме. Перед нами как раз тот случай, когда рассказ и фильм стоит воспринимать как разные вариации одной истории, т.к. произведения неплохо дополняют друг друга, пусть и с некоторыми оговорками.
Несколько слов о самом Кэндимене: в фильме это вариация городской легенды о злобном духе, которого можно призвать, несколько раз произнеся его имя вслух (иногда существуют дополнительные условия, типа стоять ночью перед зеркалом или проводить ритуал ровно в полночь и т.д.). Самые известные коллеги Кэндимена – Биттлджус, Кровавая Мэри и, российский аналог, Пиковая Дама. Воплощен образ киношного злого духа известным актером хоррор-фильмов 90-х Тони Тоддом. Так что внешне Кэндимен - это здоровенный негр с крюком вместо правой руки и достаточно необычными отношениями с осами. В рассказе данный персонаж тоже имеет прямое отношение к городским легендам, однако его природа и история не были озвучены.
Рекомендую данный рассказ всем любителям социального триллера с долей мистики.
• «Мадонна».
Джерри Колохоун и Эзра Гарви решают провернуть сделку по продаже здания старого бассейна. Вот только в глубинах этого здания скрыто нечто ужасающее.
Рассказ умело сочетает в себе фирменную баркеровскую эстетику и отголоски лавкрафтианского хоррора.
• «Дети Вавилона».
Видимо, в каждом сборнике «Книг крови» есть рассказ, который сильно выделяется на фоне остальных. В пятом томе – это «Дети Вавилона».
Ванесса набредает на таинственные постройки и становится пленницей их обитателей. Но ни она, ни читатели, даже не предполагают, что за всем этим кроется на самом деле.
Рассказ не является хоррором, это скорее сатира с любопытной идеей.
• «Во плоти».
А вот и полноценный, почти классический хоррор. Билли Тейт садится в тюрьму. Но всё нормально, он так и планировал. Дело в том, что в этой самой тюрьме когда-то сидел его, уже умерший, дед. С ним то у Билли и осталось одно незаконченное дело.
Рассказ чем-то близок «Блюзу свиной крови», чем-то – «Побегу из Шоушенка», но при этом лишён жестокости первого и надежды второго. Просто добротный хоррор.
Шестой том завершает «Книги крови» и делает это достаточно ярко.
• «Живая смерть».
Элейн обнаруживает крипту в церкви, которую собираются сносить. Теперь девушка стала разносчицей смерти, во что же это выльется?
Этот рассказ несколько обескураживает своим финалом. Казалось бы, всю историю читателя готовят к какому-то мистическому взрыву, а вместо этого сюжет круто поворачивает совсем в другую сторону. Отличный пример нетривиальной истории.
• «Как истекают кровью мерзавцы».
Построить хоррор на проклятии очень легко: берем несколько персонажей (неприятность образов по желанию), сталкиваем их с какими-нибудь таинственными народностями, в духе индейцев, после чего насылаем на главных героев жуткую мистическую кару и готово.
Баркер в этом плане не особо отличился, разве что само проклятье у него очень кровавое. Но читать интересно.
• «Сумерки над башнями».
Холодная война. Боллард – тайный агент. Ему необходимо встретиться с Сергеем Мироненко, бывшим руководителем одного из подразделений КГБ. Дело в том, что Мироненко разочаровался в коммунистических идеалах и желает сотрудничать с иностранной разведкой в обмен на защиту и убежище. Однако вскоре выясняется, что Сергей способен обращаться в кровожадного зверя.
Первое впечатление – рассказ довольно "мутный". То ли я читаю невнимательно, то ли в этой истории полно недомолвок. На какую разведку все-таки работал Боллард? Британскую? Точно? А кто такой Саклинг? Четкого и прямого ответа я не нашел. Все персонажи врут. Постоянно умирают и воскресают снова. Пытаясь разложить все по полочкам, я заработал себе головную боль.
Второе впечатление – рассказ очень метафоричный. Давайте вспомним, кто такой оборотень. Это мифологическое существо, обладающее способностью превращаться из человека в животное или наоборот. И тема превращений здесь звучит особенно часто, кроме самих оборотней, есть шпионы, которые работают на две стороны сразу, трансвеститы, которые показывают обоих полов сразу, да и сам рассказ то шпионский детектив, то кровавый триллер.
В целом, конечно, неплохо, но как-то не впечатлило. Ожидал большего. Вероятно, рассказ придется по душе тем, кто неравнодушен к теме разведки.
• «Последняя иллюзия».
Сванн – известный иллюзионист. Неожиданно для всех он погибает при весьма загадочных обстоятельствах, и теперь частный детектив Гарри Д’Амур вынужден провести целую ночь рядом с его телом. Вот только ни один иллюзионист не выдаст свои секреты просто так…
Хорошая мистическая история, которая вряд ли удивит искушенного читателя, но вполне может подарить ему несколько приятных минут.
• «(Постскриптум): На Иерусалимской улице».
Завершение истории парня, ставшего Книгой Крови. Коротенькое послесловие, необходимое скорее для послевкусия, нежели в роли полноценного блюда.
На этом «Книги крови» заканчиваются. Большая часть рассказов похожа на кошмарные сны с особым привкусом безумия и сюрреализма. И особая их прелесть в том, что за фасадом развлекательного хоррора почти всегда скрываются философский подтекст и аллюзии на серьезные проблемы, актуальные до сих пор. В целом же, перед нами один из самых ярких циклов хоррор-рассказов, который стоит прочитать каждому любителю жанра.