Больше рецензий

20 января 2021 г. 13:00

4K

3.5 "... Грачи пролетели как фанера над сюжетом..."

В далеком 2008 году на волне популярности "Тринадцатой сказки" я не осталась в стороне и, прочитав ее, разделила всеобщий восторг. Сейчас в памяти осталась лишь малая горстка сюжетных деталей и перипетий, но вот что прочно запомнилось мне - так это мои эмоции от прочитанного и то удовольствие, которое я получила как от сюжета, так и от самого процесса чтения. Наверное отчасти поэтому я так долго избегала знакомства со второй книгой Дианы Сеттерфилд - я просто-напросто боялась, что она не удержит ту высокую планку, которую сама себе задала своим дебютным романом. Как говорят спортсмены, не так сложно одержать победу, как потом ее удерживать. И, к сожалению, так оно и получилось...

Условно книгу можно разделить на три части. Начало, оно же завязка, было интригующим и многообещающим - в детстве главный герой убивает из рогатки грача, что преподносится читателю как событие, которое наложит свой отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Это чем-то отдаленно напомнило мне книгу "Пятый персонаж" Робертсона Дэвиса, но здесь автор изначально нагнала определенной таинственности, мистики и готики, чем, естественно, вызвала у читателя соответствующие ожидания, которые позднее не оправдала. Всю оставшуюся часть книги я ждала, когда же собственно аукнется Уильяму Беллмену этот его проступок. Аннотация говорит, что последствия наступят через много лет, когда Уильям уже вырастет, станет уважаемым человеком и счастливым семьянином. Мол, грачи не забывают ничего…

В ожидании грачиной вендетты плавно проходит вторая часть книги. Если бы автор не пыталась притянуть за уши к ней мистику и готику, то из второй части вполне бы могла получится неплохая история о талантливом и перспективном молодом человеке, который, что называется, сделал себя сам и выбрался из грязи в князи. Мне лично было интересно наблюдать историю становления Уильяма Беллмена как дельца. Это что-то в стиле "Трилогии желаний" Теодора Драйзера, но на английский манер. Я люблю производственные романы, поэтому мне нисколько не было скучно читать ни о работе текстильной фабрике, ни об организации похоронного бизнеса. Если бы на задворках всего этого не маячили, как не пришей кобыле хвост, грачи и человек в черном, было бы в разы лучше.

Параллельно с историей становления главного героя как успешного и делового человека, нам показывают вихрь смертей, который засасывает всех вокруг него, не трогая при этом его самого - друзей детства, родственников, практически всю семью... И я все ждала, что со временем этой череде человеческих потерь будет дано какое-то логическое обоснование - мол, это месть Уильяму Беллмену за невинно отобранную в детстве жизнь живого существа, это злой рок, это происки человека в черном и т.д. и т.п. - ну чтобы хоть как-то увязать это все в сюжет! Но нет, ничего подобного автор, судя по всему, не планировала... Тогда при чем здесь грачи, которые якобы ничего не забывают? О каких таких трагических последствия идет речь, если все эти люди умерли сами по себе, неприменимо к детскому греху нашего героя? Сделка, якобы заключенная с Блэком, тоже оставляет по себе слишком много вопросов. Точнее, она вообще один сплошной вопрос! Потому что кроме самого факта сделки нам неизвестно ничего - ни ее условий, ни обязанностей сторон, ни ответственности за их невыполнение! Автор дает нам мизерное количество информации, при этом все нагнетая и нагнетая обстановку, но я таки упорно ждала, надеясь, что подобно гаррипоттеровскому снитчу, все откроется нам под конец...

И вот третья, собственно, завершающая часть книги. Которая по идее должна была бы расставить все точки над "i" и дать читателю ответы на все вопросы. Но развязка манкировала своими обязанностями, быстренько свернула повествование и была такова. А я осталась додумывать самостоятельно и пытаться найти ответ на вопрос - а зачем все это было вообще? Зачем было вводить в сюжет такого персонажа как Лиззи? Автор вроде как выделяла ее на фоне остальных и как будто бы подготавливала ей какую-то более значимую роль, нежели просто швеи на предприятии главного героя. Но нет, по факту это все обернулось пшиком! Зачем главный герой пошел на эту якобы сделку и сохранил жизнь Доре, если в дальнейшем практически забыл о ее существовании? Почему Блэк стал являться Беллмену именно в тот момент, когда он появился в сюжете? Что все время распирало грудь главного героя, как будто туда что-то подселилось? Сомнения насчет мистера Блэка стали появляться у меня как раз таки после того, как Беллмен видел его с Лиззи, что та в свою очередь напрочь отрицала. Но тут я подумала, что такая развязка была бы слишком банальной и простой. И тогда теряется вся мистика и готика из сюжета... Мне не хотелось верить в то, что все происходящее с Беллменом, объясняется исключительно его богатой фантазией помноженной на чувство вины... Но видимо так оно и есть. Не сумев пережить череду смертей родных и близких, наш герой сделался сам служителем смерти. Но вроде как не по своей воле, а по подсказке человека в черном... Все просто и очевидно и в то же время смотрится как-то инородно в сюжете...

Поэтому для меня роман вышел несколько невнятным. Он какой-то "недо" - автор не дотянула его до жанра мистики, потому что в конце этот налет слетает напрочь и остается лишь немое удивление к чему было вообще нагнетать краски... Если отбросить мистику, грачей и Блэка и доработать немного эту историю, то в принципе вполне мог получится неплохой самостоятельный сюжет о становлении Уильяма Беллмена как дельца, выбравшегося из нищеты и добившегося небывалых высот в бизнесе благодаря своим талантам и чрезвычайному трудолюбию. А так - ни туда и ни сюда. Поэтому, чтоб окончательно определить для себя действительно ли Диана Сеттерфилд так талантлива, как я подумала, прочитав "Тринадцатую сказку", или ее литературный дебют был случайностью, я все таки прочитаю "Пока течет река"...

картинка missis-capitanova

Книга прочитана в рамках игры "Новогодний флешмоб 2021" и 98-го тура игры "Книгомарафон"

Комментарии


Что все время распирало грудь главного герои

Наверное "я" на конце последнего слова?

В ожидании грачиной вендетты

Очень смешно))))


Очень странное и своеобразное произведение, не идущее ни в какое сравнение с другими книгами автора.
Куча текста и ненужного сюрреализма для того, чтобы передать одну весьма простую идею: За деньги счастье не купишь )