Больше рецензий

wonderlust

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 января 2021 г. 03:23

1K

4 √-1

Этот фантастический роман, являющийся одной из самых известных антиутопий, во многом вдохновивший Хаксли и Оруэлла на создание собственных, был поначалу запрещён советской цензурой и стал причиной травли автора.

В нём – многое. Многое о коллективе, о свободе, о счастье.
И его хочется разбирать поэтапно, находя тонкости, аллюзии и отсылки.

Про значение титульного «мы» и возникшего «я».

Есть в романе «мы». Общество, где счастливы, ведь всё выверено и работает с идеальной математической точностью, даже если это музыкальный инструмент.
Есть строгие правила и график.
Есть чётко поставленный цели.
И даже розовые талоны есть, что позволяют, опустив шторы в назначенное время, заняться сексом с тем, кто нравится.
Все сыты. Все удовлетворены. И даже готовы покорять планеты.
Создаётся космический корабль.

картинка wonderlust

Иллюстрация Кита Рассела к «Мы»

Вначале главный герой, Д-503, один из строителей этого самого корабля, – это «мы». Он пишет «мы», он думает и действует, как «мы». В его мире всё кристально точно и заведомо понятно. Даже небо любит «только такое вот, стерильное, безукоризненное».

Если они не поймут, что мы несем им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми.

«Я» появляется тогда, когда на его жизнь начинает влиять не приятная ему О-90, с которой их объединяет розовый цвет талонов, а другая, «упрямо-гибкая, как хлыст», I-330.

На меня эта женщина действовала так же неприятно, как случайно затесавшийся в уравнение неразложимый иррациональный член.

картинка wonderlust

Иллюстрация Кита Рассела к «Мы»

Д-503 начинает желать только для себя.
Узнаёт тайну.
Чувствует.
Даже «заболевает»: у него «образуется душа».

Конфликт возникает, растёт, обостряется.

Не так прекрасно оказывается чётко взвешенное и привычное.
Становится ясно, что нет места в системе тому, что в неё не вписывается, и что любая попытка отклониться от заданного курса караема.
Караема жестоко.

Даже у древних – наиболее взрослые знали: источник права – сила, право – функция от силы. И вот – две чашки весов: на одной грамм, на другой – тонна, на одной – «я», на другой – «Мы».

Д-503, I-330, О-90… Номера – это имена людей.

Тут же всё, если присмотреться, строго. По порядку. По правилам. Вот же, мужчины: Д-503, R-13, S-4711, Ф – нечётные, согласные. А женщины – I-330, О-90, Ю – гласные, чётные.
Казалось бы, ну что такое, вместо имени – номер?

Мы – счастливейшее среднее арифметическое… Как это у вас говорится: проинтегрировать от нуля до бесконечности – от кретина до Шекспира… Так!

По итогу оказывается, что каждая буква «говорящая», ведь по воле автора по-своему отображает характерные черты владельца. Например, S – «двуизогнутый» (и неспроста), I – «тонкая, упрямая» (а ещё решительно идущая к своей цели), О – «округлая» (и мягкая).
И каждый герой, пусть и одетый в форму как у всех и лишённый волос (вот они, «круглые, гладкие шары голов»), обладает особенностями. Будь то розовый цвет щёк у О, «улыбка-укус» у I или «ножницы-губы» врача. А какой акцент сделан на руки О, а уж тем более – Д!..
Не запомнить невозможно, как и запутаться.

картинка wonderlust

Иллюстрация Кита Рассела к «Мы»

Зато можно поразмышлять, что общего у автора с главным героем, что пишет своё послание на протяжении всего романа, не воплощение ли, не отражение Я буква R у номера поэта, с «несчастливой» цифрой в придачу.
Чей образ из известных в то время людей мог бы скрываться за остальными номерами, и чем прогневят слова некоторых из них цензуру.

Теперь поэзия – уже не беспардонный соловьиный свист: поэзия – государственная служба, поэзия – полезность.

Место действия Замятин не называет.

Нет прямого указания, где точно, где конкретно разворачиваются события. Ни мира, ни континента, ни страны. Лишь исходя из деталей можно сложить, вычленить и предположить что-то. То, отчего сила травли могла усилиться.
Есть же в этом государстве Древний Дом, служащий музеем. В нём – квартира. А в квартире – особый портрет, за который то и дело взгляд останавливается у Д-503, ведь с него «приметно улыбалась курносая асимметрическая физиономия какого-то из древних поэтов (кажется, Пушкина)».

Главное – это обилие поднимаемых вопросов.

Власть. Общество. Государство.
Фантазия, творчество и самовыражение.
Любовь, материнство и страсть.
И даже вера.

Знание, абсолютно уверенное в том, что оно безошибочно, – это вера.

Каждый можно разбирать долго и с интересом, примечая для себя подход Благодетеля (правителя), упоминания Иисуса, восприятия главным героем музыки, «появления» у него «души» и женщины, из-за которой изменилась вся жизнь. И, в конечном итоге, он сам. Не единожды.

Человек – как роман: до самой последней страницы не знаешь, чем кончится. Иначе не стоило бы и читать.

картинка wonderlust

Иллюстрация Кита Рассела к «Мы»

Так, однозначно запоминающийся формой и содержанием, роман требователен при прочтении за счёт нестандартного повествования, которое то будто лишено эмоций вовсе, то закипает страстями и образами, с частыми повторениями и вспышками настроений.
Подтолкнувший вникнуть во все тонкости он – однозначно – впечатлил.
Особенно пусть и довольно очевидной концовкой. Но…

… Разум должен победить.

За точно подобранный совет в «Новогоднем флешмобе» и полученные впечатления благодарю ShiDa .
Книга прочитана в рамках игр «Книжное путешествие», «Собери их всех», «От А до Я», «Тайн рун» группы «Книжная страна» и моба «Винегретный челлендж 2021».

Комментарии


Рада, что Вам понравилось ;)
И рецензия вышла замечательная, спасибо. ))


Вам ещё раз спасибо за этот совет, Даяна!
Комментарий затерялся в уведомлениях, но пусть это сообщение согреет весной)

После прочтения появился не только повод обсудить книгу и посмотреть, какие особенности в ней выделяет окружение, но и проанализировать более поздние антиутопии.