Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

19 января 2021 г. 07:51

2K

5 Спойлер «Королевство кривых шахмат»

Странная новелла. Замечательная, психологически выверенная, с неожиданными поворотами, но – странная. Поневоле хочется спросить, что писатель хотел этим сказать. Занятная картина безумия? Но отчего Стефан Цвейг выбрал именно шахматы?..

«Шахматная новелла» наполнена какими-то сложными и алогичными деталями, которые выбиваются из ткани текста, кажутся неестественными. Не имеющими никакого значения (если это не желание растянуть историю, ага).
картинка ShiDa
Так, Цвейг со странной дотошностью раскрывает личность шахматиста, чемпиона мира Чентовича. У новеллы долгое вступление – с описанием жизни Чентовича, с подчеркиванием его ограниченности (тупости!) во всем, кроме, собственно, шахмат. Но Чентович, позвольте, не главный герой, и его качества (так старательно выписанные) никак не влияют на дальнейшие события. Рассказ г-на Б. так же вырывается из настроения новеллы, этакое седло на корове. Право, если рассматривать эту историю исключительно так, как она написана (история победы и безумия на фоне шахмат), в мозгу никак не утрамбовывается то, что к самим шахматам не имеет отношения.

Если же взглянуть на «Шахматную новеллу», как на продолжение «Марио и фокусника» Томаса Манна и «Зимы больного» Альберто Моравиа, то мелкие детали новеллы приобретают хоть какой-то смысл. В этом случае новелла Цвейга оптимистична и депрессивна одновременно. Если это иносказательная (как у Манна и Моравиа) антифашистская история, то у меня никаких вопросов.

Цвейг избежал слишком явной аллегории – он не сделал Чентовича немцем. И все же его Чентович несет в себе все черты «классического фашиста». Необразованный, лишенный такта и простого уважения к человеческому, этот Чентович хорош лишь в шахматах. Чемпионом мира он стал благодаря своему узконаправленному таланту. Он мономан, т.е. ничего, кроме шахмат, для него не существует. Более того – на все, что вне шахмат, он взирает с непонимающим презрением. Невоспитанный дикарь-фанатик. Много раз Цвейг подчеркивает нравственную нищету этого героя. Так он его описывает:

«В его ограниченном уме гнездится только одна мысль: уже в течение многих месяцев он не проиграл ни одной партии. И так как он не имеет ни малейшего представления о том, что в мире существуют другие ценности, кроме шахмат и денег, у него есть все основания быть в восторге от собственной персоны».

О шахматах Цвейг отзывается тоже двусмысленно (понимайте, как хотите):

«Ограниченная тесным геометрическим пространством – и в то же время безграничная в своих комбинациях; непрерывно развивающаяся – и совершенно бесплодная… И, однако, эта игра выдержала испытание временем лучше, чем все книги и творения людей, эта единственная игра, которая принадлежит всем народам и всем эпохам, и никому не известно имя божества, принесшего ее на землю…»

картинка ShiDa
Шахматы – это вечная борьба двух противоположностей. Война в разных ее ипостасях. То, что у любителей – простое развлечение, у профессионалов – единственное дело жизни, то, что может вознести человека на вершину мира.

«Я не мог понять психологии человека, который верит в то, что ход конем, а не пешкой может принести ему славу и обеспечить место среди бессмертных…»

Понятно и соперничество (на нравственном уровне) Чентовича и г-на Б. Забавно, что Цвейг называет чемпиона мира по фамилии, а его противника Б. словно бы обезличивает. Б. – австрийский антифашист, который в памятном 1938 г. оказался в руках гестапо (интересно, что он – юрист, самая ненавистная профессия у А.Г.). От Б. хотели кое-что узнать и, чтобы довести его до нервного срыва, на долгое время поместили в одиночную «камеру» гестаповского отеля. Полнейшая изоляция плохо сказалась на Б. (чего, собственно, и добивались). Но, когда он уже хотел выдать все своим мучителям, у него появился шанс сохранить разум и самообладание – шахматы.

Не случайно Б. крадет сборник лучших шахматных партий у нацистского палача (какие эстеты служили в гестапо!). Он только хотел украсть какую-нибудь книжку, чтобы было, на что перенести внимание, и вот получилось, что книжка оказалась по шахматам. Б., можно сказать, присваивает себе интерес врага. Сам Б., по своей воле, ни за что шахматами бы не занялся. А тут он, чтобы занять время, начинает усиленно этими шахматами интересоваться и постепенно сходит от этого с ума. Конечно, с ума его сводят не сами шахматы, а отсутствие достойного противника. Играть против себя, как он говорит, – это шизофрения.

Ты знаешь, что человечный антифашист-любитель Б. просто обязан выиграть у Чентовича. Б. не может проиграть исторически. Чентович – лишь злой гений, у него богатый опыт реальных «сражений», но полностью отсутствует воображение. Б., напротив, не гений (и Цвейг прямо на это указывает), но воображение у него замечательное, и за ним – его опыт воображаемых партий с самим собой. Мужество, помноженное на упрямство разума и богатейшее воображение, оказывается сильнее ограниченной («кабинетной») гениальности чемпиона мира.

И все же финал «Шахматной новеллы» не так счастлив, как бы хотелось. Б. сильнее Чентовича, но в итоге сам чуть не становится жертвой безумной увлеченности. После триумфальной победы Б. уже не может остановиться, его все больше затягивает, и лишь вовремя проявленное человеческое участие спасает его от окончательного безумия. Цвейг прямо говорит, как важно остановиться после одержанной победы – и больше никогда не садиться за игру. Иначе есть риск оказаться рабом этих проклятых шахмат.
картинка ShiDa

«Я один знал, почему этот человек никогда больше не прикоснется к шахматам, остальные же в замешательстве стояли вокруг, смутно догадываясь, что нечто темное и грозное пронеслось мимо, едва не задев их…»

Прочитано в рамках Собери их всех, От А до Я и Новогоднего флешмоба. За совет большое спасибо Amelie56 , благодаря Вам новелла отправляется в мое избранное ;)

Комментарии


О, какая рецензия на интересную новеллу)
Даян, а ты же не читала ещё Защиту Лужина, Набокова?
Чем-то похожи эти вещи.

Рассказ г-на Б. так же вырывается из настроения новеллы, этакое седло на корове

Вспомнил свои приключения в деревне в юности))
Там как раз это было. Как и моё падение...

Если это иносказательная (как у Манна и Моравиа) антифашистская история, то у меня никаких вопросов.

А если всё вместе и сразу?
В этом и прелесть хорошего искусства: оно разом может порой обнять всё.
И прелестно порой спорить, а что автор имел в виду.

Цвейг избежал слишком явной аллегории – он не сделал Чентовича немцем. И все же его Чентович несет в себе все черты «классического фашиста».

Так Ченто, вроде, это местечко в Италии, как-то связанная с зарождением фашизма как раз в Италии.

Не случайно Б. крадет сборник лучших шахматных партий у нацистского палача (какие эстеты служили в гестапо!).

Улыбнула)

Цвейг прямо говорит, как важно остановиться после одержанной победы – и больше никогда не садиться за игру. Иначе есть риск оказаться рабом этих проклятых шахмат.

Здорово ты. Тут и правда палка о двух концах.
Как легко можно сорваться в тоталитаризм и безумие... заигравшись и одержав победу, и по сути, не важно над кем.

Даяна, очень хорошая рецензия. Спасибо)
Прекрасного и уютного дня тебе)

p.s. лови стих Набокова "Шахматный конь"
Оно во многом перекликается с новеллой Цвейга

спойлер

Круглогривый, тяжелый, суконцем подбитый,
шахматный конь в коробке уснул,—
а давно ли, давно ли в пивной знаменитой
стоял живой человеческий гул?
Гул живописцев, ребят бородатых,
и крики поэтов, и стон скрипачей...
Лампа сияла, а пол под ней
был весь в очень ровных квадратах.

Он сидел с друзьями в любимом углу,
по привычке слегка пригнувшись к столу,
и друзья вспоминали турниры былые,
говорили о тонком его мастерстве...
Бархатный стук в голове:
это ходят фигуры резные.

Старый маэстро пивцо попивал,
слушал друзей, сигару жевал,
кивал головой седовато-кудластой,
и ворот осыпан был перхотью частой,—
скорлупками шахматных мыслей.

И друзья вспоминали, как, матом грозя,
Кизерицкому в Вене он отдал ферзя.
Кругом над столами нависли
табачные тучи, а плиточный пол
был в темных и светлых квадратах.
Друзья вспоминали, какой изобрел
он дерзостный гамбит когда-то.

Старый маэстро пивцо попивал,
слушал друзей, сигару жевал
и думал с улыбкою хмурой:
«Кто-то, а кто — я понять не могу,
переставляет в мозгу,
как тяжелую мебель, фигуры,
и пешка одна со вчерашнего дня
черною куклой идет на меня».

Старый маэстро сидел согнувшись,
пепел ронял на пикейный жилет,—
и нападал, пузырями раздувшись,
неудержимый шахматный бред.
Пили друзья за здоровье маэстро,
вспоминали, как с этой сигарой в зубах
управлял он вслепую огромным оркестром
незримых фигур на незримых досках.

Вдруг черный король, подкрепив проходную
пешку свою, подошел вплотную.

Тогда он встал, отстранил друзей
и смеющихся, и оробелых.
Лампа сияла, а пол под ней
был в квадратах черных и белых.

На лице его старом, растерянном, добром,
деревянный отблеск лежал.
Он сгорбился, шею надул, прижал
напряженные локти к ребрам
и прыгать пошел по квадратам большим,
через один, то влево, то вправо,—
и это была не пустая забава,
и недолго смеялись над ним.

И потом, в молчании чистой палаты,
куда черный король его увел,
на шестьдесят четыре квадрата
необъяснимо делился пол.
И эдак, и так — до последнего часа —
в бредовых комбинациях, ночью и днем,
прыгал маэстро, старик седовласый,
белым конем.

свернуть

Даян, а ты же не читала ещё Защиту Лужина, Набокова?

Нет. ;(
У меня еще Ход королевы в хотелках, тоже все вокруг шахмат.

Так Ченто, вроде, это местечко в Италии, как-то связанная с зарождением фашизма как раз в Италии.

Без понятия, если честно, какое отношение к фашизму имеет Ченто. У меня ит.фашизм ассоциируется скорее с Миланом, как немецкий - с Мингой ;((


Рада, что новелла Вам пришлась по душе:)
В свою очередь утянула из Вашей рецензии себе в хотелки «Марио и фокусника» Томаса Манна и «Зиму больного» Альберто Моравиа.


Еще раз большое спасибо за совет ;)


Безупречно красивая, инкрустированная рецензия! Спасибо за катарсис...)))

Шахматы - один из древнейших симуляторов войны, тренажёров полководческих навыков и 3d-учебников стратегии и тактики. В шахматы вшита агрессия и деспотия. Великие шахматисты XX века опровергали это, а некоторые тонкой душевной организации писатели не могли об этом не написать. Вы меня потрясли этой рецензией - Цвейг, оказывается, тоже это замечал.

Было ещё что-то, чего я не могу вспомнить. У гениального нашего и сильно недочитанного недооценённого писателя С.Д. Кржижановского есть новелла "Проигранный игрок", где осуждение тирании передаётся через метафору шахмат. Но там ещё есть и кафкианские нотки... Главный герой новеллы, шахматист средней руки во время турнира превращается в... пешку на шахматной доске, которой стратегически выгодно в партии пожертвовать. Но когда ты сам - эта пешка, ситуацию ты воспринимаешь несколько по-другому. И у Цвейга, судя по Вашей рецензии, и у Кржижановского - пересечение содержаний.

Спасибо Вам ещё раз - крайне заинтригован книгой и впечатлён Вашей рецензией.


У гениального нашего и сильно недочитанного недооценённого писателя С.Д. Кржижановского есть новелла "Проигранный игрок", где осуждение тирании передаётся через метафору шахмат.

Кржижановского, к сожалению, не читала, теперь обязательно познакомлюсь с его творчеством. Спасибо за внимание и за прекрасный комментарий ;)


Кржижановский прекрасен, но нравится не всем. Жаль, что он писал исключительно новеллы. Самые крупные его произведения, несомненно заслуживающие внимания, это: "Клуб убийц букв" - пожалуй самая интересная антиутопия на русском языке и "Возвращение Мюнхгаузена". Но и небольшие его рассказы отчаянно выносили мне мозг. Нетривиальные ждут Вас открытия, правда.