Больше рецензий

goramyshz

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 января 2021 г. 13:55

423

5 В каждом живут коротышки из этой прекрасной книжки

(на «Приключения Незнайки и его друзей»)
Так случилось, что в детстве я читал все лучшее у Носова, кроме этой самой известной его книги. Пользуясь случаем, что есть ленивые племянники, которые не хотят читать, но не прочь послушать, я сделал это, прочел, наконец, спустя годы. Детство в заднице сыграло довольную песню) Почему-то, посмотрев в прошлом году одноименный спектакль в «Балтийском доме», я был оскорблен, зачем, мол, отсебятины налепили, тьфу, так сказать. Но теперь понимаю, отсебятину налепили только на то, что сохранилось в моей памяти из кукольного мультфильма, а так спектакль оказался точной постановкой... ну то что осталось в моей памяти от него, конечно)
Незнайка это очень актуальный персонаж на все времена. Причем, его можно рассматривать и как типичного своенравного ребенка, и как своенравного большого ребенка, только уже не типичного.
Типичный ребенок не усидчивый, ему многое интересно, но на непродолжительное время. Нельзя сказать, что это плохой ребенок. Просто к нему нужно искать особый подход. В этом, кстати, и главная типичность. Еще периодически такой ребенок очень быстро решает, что он уже научился тому или иному делу, хотя тот, кто пытается его этому делу научить, еще не успел толком ему ничего объяснить. А ему не особо нужны объяснения. Есть своя фантазия, которая все додумывает сама. Конечно, и специалист получается из него тот еще. Он не стесняется делиться и с другими своей мудростью, поэтому быстренько зарабатывает репутацию выдумщика или даже обманщика.
Гораздо хуже, когда таким вот Незнайкой оказывается взрослый человек. Но, возможно, в современной модели общества это качество должно цениться. Незнайка он на то и Незнайка, что своим умом только до какой-нибудь глупости способен додуматься. Но, например, Знайка работает медленно, тщательно проверяет свои решения, отмеряет семь раз и только один раз режет. Но это же долго! Особенно, если над Знайкой вдруг случайно оказывается ну хоть бы и Торопыжка. Торопыжка устраивает конкурс, кто быстрее выполнит такую-то задачу. Незнайка скажет, что завтра, а Знайка назовет более реальный, но более долгий срок. Ну и все, у Незнайки есть работа, ведь Торопыжке надо скорее. А Незнайка может и музыку сочинять, и портреты рисовать, и стихи сочинять, ну и прихвастнуть, естественно, сам не заметив как присвоил себе изобретение Знайки.
А если копнуть еще глубже, можно рассматривать всех коротышек из этого произведения, как психологические состояния. Часто в состоянии Незнайки мы приходим к каким-то ошибочным суждениям. Гораздо чаще нас посещают состояния Авось и Небось. Знайка меня лично посещает очень редко)
Сегодня весьма актуально состояние Пилюлькина и Медуницы, тем более что многих врачей не покидает состояние Незнайки.
В заключении, не по теме. Но я должен высказать свое мнение о советской литературе для детей. Все чаще приходится слышать или читать от многих, людей своего поколения и более молодых, что в советской литературе слишком много пропаганды советских ценностей. Когда человек заявляет такое, он имеет ввиду не что-то конкретное, а вообще сразу всю детскую литературу советского периода. На фоне тех ценностей, пропаганда которых ведется сейчас по всему миру и у нас, естественно, тоже, скажите пожалуйста, дорогие господа, чем плохи советские ценности? В подавляющем большинстве советской литературы для детей пропагандируется только все хорошее и доброе, а в остальном, может быть, еще и советская власть. Советская власть для советских детей, не советская власть для американских детей, не какая-то другая не советская власть для советских детей. Советские писатели писали для советских детей, а не для детей других государств. И вот эти дети, последний советский помёт, так сказать, сегодня читают своим детям книжки про хороших вампиров и показывают фильмы про плохих богатырей. Даже американская классика, как и классика вообще, наверное, для них не покатят. Потому что, как оказывается, они тоже пропагандировали советские ценности. То есть пропагандировали все хорошее и доброе. Как же так?)