Больше рецензий

17 января 2021 г. 09:21

212

4

Писать какие-то отзывы и рецензии на книги, взорвавшие литературный мир своего времени — дело такое...с трудами нобелевских лауреатов можно только знакомиться и приобщаться, все уже сказано до нас) 

«Гроздья гнева» — скандальная книга, которая была изъята из библиотек и одно время запрещена в США, за которую Стейнбек получил Пулитцеровскую премию и которая входит в золотой фонд американской литературы.

О чем: В период Великой депрессии семейство Джоудов, как и другие разоренные фермеры, вынуждены покинуть свой дом и, надеясь найти себе новое пристанище, едут в Калифорнию, где согласно распространяемым листовкам полно работы на сбор урожая и вообще просто рай на земле. Джоуды, как и сотни тысяч других безработных, отправляются в путь на разваленном грузовике по 66 шоссе. Но что же ждет их там на самом деле? 

В 30-х годах Стейнбек хотел написать статью о «Цыганах урожайного сезона», для чего поехал в Калифорнию и провел лето среди этих сезонных рабочих. Стейнбек был потрясен увиденным. Полное обесчеловечивание людей рабскими условиями труда и скотскими условиями жизни, отношение местных к сезоникам как к недочеловекам, нищета, грязь, болезни, повсеместные голодные смерти и произвол собственников плантаций — Америка будто снова была погружена в рабство.

К огромному изумлению Стейнбека, все эти сезонники были не пришлые люди, не мексиканцы и прочие гастербайтеры, а обычные жители США, выселенные со своих земель монополистами и вынужденные скитаться в поисках заработка. 

Картина безысходности и нищеты на грани выживания не выходили из головы писателя и он решил написать об этом роман.  Для этого он совершил еще ни одну поездку в лагеря сезонников и проехал по ставшему легендарным 66 шоссе от Оклахомы до Калифорнии вместе с ними .

О стиле автора: Стейнбек - мастер в двух трёх несложных предложениях написать детальную картину американской глубинки. Небольшие три фразы — и у тебя перед глазами уже развернулась детальная картина, наполненная запахами, звуками, ощущаемая кожей. 
Особенно колоритны были коротенькие главы, которые шли в отрыве от основных событий, именно они будто устанавливали декорации.

При этом сначала я долго привыкала к стилю изложения, буквально притиралась., но потом все пошло гладко.
Понятно, что вот эта привычка героев повторять одну и ту же мысль по нескольку раз, эти рубленные , порой обрывочные фразы — это прием, призванный подчеркнуть фермерскую простоту этих людей, их незатейливый образ жизни и привычки. 

Единственное, чем я осталась недовольна — концовкой. На мой взгляд книга осталась без окончания.
Я ждала, что всё это чем то закончится, причем развязка не обязательно должна была быть прямой и однозначной, но хотя бы должно было быть обозначено какое-то событие, какое-то настроение, которое бы обозначало, что все теперь изменится (или не изменится никогда).
В данном случае ощущение, будто из романа выдернули последние несколько глав. Не хватило мне этого, хотя финальная сцена, конечно, душераздирающая…. 
 
Самое забавное, что во время чтения «Гроздьев» я читала в параллели еще одну книгу, где главные герои путешествовали по 66 шоссе в Калифорнию и по ходу повествования несколько обращались к «Гроздьям гнев». Надо же было такому случиться. что обе книги попали ко мне в руки одновременно)