Больше рецензий

geffy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 августа 2012 г. 15:50

168

5

Хотя книга мне понравилась, я долго не могла сесть и написать о ней хотя бы пару строк.Не могла найти равновесия между "очень понравилось" и "это бред сивой кобылы". Поэтому все по-порядку, в порядке убывания эмоций))

понравилось: многое. Как легко Анита рассказывает о самолетах, планерах и вертолетах. А такой легкости добиться сложно, кстати. Это не из учебника пару параграфов переписать. Как говорит двигателях. Когда в сюжете появилась "комет", меня пробрала дрожь, в жизни бы я в этот планер не залезла.
Понравилось, как выстроен сюжет. Рассказ от имени Фредди ни разу не фальшивит, все на своих местах и всое время.
Много интересных мыслей, этаких отстраненных размышлений о машинах, судьбе женщин и главное, фашисткой Германии. Много деталей, рассуждений о фашизме от самого его начало. Мейсон будто берется его анализировать, но к середине книги, уже отходит от темы.

средне: очень банальная предсказуемая любовная линия. Я не знаю, что она должна была принести в рассказ, но по-моему ничего она не дала Фредди, не заставила посмотреть на жизнь как-то иначе, не сделала слабой или сильной (и слабой и сильной Фредди всегда делали самолеты)). Просто пара сцен для галочки. Ожидаемых, предсказуемых с самого начала книги.
Общая отстраненность от жизни. Фредди будто всю жизнь не вылазит из-под прозрачного колпака самолета. Она откровенно говорит, что ее не касается все происходящее в стране. Почему бы тогда не переместить действие в Америку? Тему феминизма можно было и так поднять, а нацистов не трогать, если они фоном идут.

плохо, совсем плохо: знакомьтесь, это Ханна Райч, личный пилот Гитлера, сопровождавшая фон Грейма в осажденный Берлин и просившая разрешение остаться и разделить судьбу обитателей бункера. Награждена Железным крестом и предложившая создать отряд летчиков-самоубийц.
200px-Bundesarchiv_Bild_183-B02092%2C_Ha
Она стала прототипом книги, в многом ее судьба пересекается с судьбой Фредди, вот только многое вывернуто на изнанку и это многое касается фашизма. Не знаю почему, но это вызывает возмущение. Это как попытка переписать историю, вымарав непривлекательные страницы и заменив их сказкой. Сказкой о том, что живя в такое время можно остаться чистеньким и не замарать рук, сказкой о том, что можно остаться не вовлеченным в политику, когда вся страна распевает гимны и цитирует вождя. Лучше уж сказка о несгибаемом борце за свободу, чем такая.

Открытый финал. Зачем??? Мы уже прошли столько с Фредди, столько летали и пережили вместе. Почему Мейсон заставляет нам бросить ее буквально в воздухе в последние дни войны. Почему не дает уверенности в будущем? Почему мы бросаем уставшего персонажа в развалившемся мире? Не потому ли что Ханну Рейч ждет плен и тюрьма, а история Фредди сюда уж совсем не вписывается?

В общем, книга мне понравилась. Я еще раз преклоняюсь перед Анитой за описание машин и полетов. Книга заставляет много думать, взвешивать, домысливать и наконец лезть в гугл за дополнительной информацией, биографиями. Это здорово, это очень круто для любого автора, оставить читателя жить в своем мире, после того как он закрыл книгу. Грустно только, что это мир нашего страшного прошлого, показанный так однобоко, будто автор сама боялась залезть в него.

Комментарии


geffy, спасибо за рецензию, удивительно толковая! У меня тоже было очень двойственное чувство (сегодня дочитала, и эта неопределенность весь день меня беспокоила). А тебе так здорово удалось объяснить, что здесь хорошо, а что "не совсем" и "совсем не..."
Спасибо. Правда, очень ценю!
Инна


спасибо за ваши слова!))))))))


хорошая рецензия, а книгу очень понравилась ) Сажусь писать свою)
Согласна с вами, что любовная линия вообще ни к селу ни к городу)


спасибо))

Понятно
Мы используем куки-файлы, чтобы вы могли быстрее и удобнее пользоваться сайтом. Подробнее