Больше рецензий

BlackGrifon

Эксперт

Эксперт? Не, не видел

16 января 2021 г. 12:06

431

5 Комедия о зависимости

Большинство историй о Бэтмене новейшего времени – это драмы и трагедии с приемами детектива, блокбастера, хоррора. А Пол Дини и Брюс Тимм решили сочинить «Безумную любовь» - романтическую комедию с ребячливой иронией, но довольно солёными и пикантными шутками.

Это история одержимости амбициозной девушки, попадающей под влияние преступника-психопата. Любовь зла, требует жертвенности. Но вот только, когда впервые Харли Квинн решила поступиться своей гордостью ради чувств к любимому человеку, она получает предательство. А потому что не может настоящая любовь строиться на одержимости и манипуляциях.

В сценарии Пола Дини угадываются традиции классической просветительской комедии. Начинающий психотерапевт, получившая свой диплом через постель, берется работать с опасным преступником, чтобы построить карьеру на его откровениях. Но скоро сама становится его «пациентом» и помогает сбежать из лечебницы.

Затем, вынашивая абсурдные планы уничтожения Бэтмена, Джокер отмахивается от подружки самым грубым образом. И даже оказавшись буквально на помойке, Харли решает помочь возлюбленному. Ей удается заманить супергероя в ловушку, но трикстером в этой истории выступает сам Бэтмен. Он легко обманывает девушку и спасается, играя на противоречиях в отношении злодеев. Харли близка к прозрению и выдает моральную сентенцию о том, как тяжело испытывать такую зависимость от человека, но…

Незатейливый сюжет интересен именно остроумной разработкой канонических мотивов динамично, с умной логикой в гиперболизированном фарсовом мире. Жаль, что перевод Всеволода Нежданова не может передать всей игровой природы текста, построенной на ироничном цитировании, словоупотреблении и метафоричности сленга.

Художник Брюс Тимм нашел условное, анимационное решение, соответствующее нарядной площадной масочности, с контрастными переходами между плавными, скругленными линиями и острыми, резкими контурами. В образе Харли Квинн круги подчёркивают не просто женские формы и миловидность ее повседневной ипостаси – это отсутствие жестокости и грубой силы, которая есть в Джокере и Бэтмене. В ней сочетаются дерзкая, вызывающая сексуальность и детская беззащитность перед силой. Девушку бьют, она выпадает из окна. И, несмотря на преступное поведение (хотя, кроме ограбления магазина ради костюма и похищения Бэтмена, в этой истории других злодеяний нет), читатель испытывает сочувствие к персонажу. Впрочем, здесь есть и некое патерналистское мужское отношение к женской природе. В одной из фантазий Харли Квинн видит себя домохозяйкой, окруженной детьми. Тут предельно ясно, что мещанство не совместимо с образом героя, антигероя или злодея.

С одной стороны, авторы снижают философический пафос Бэтманиады, ставящей вопрос о допустимости противления злу насилием, а тему зависимости обыгрывают легкомысленно. Но в таком решении больше достоверности, чем в фотографически точном рисунке. Это комедия, построенная не на нелепицах и героической браваде, а умное наблюдение за человеческой нерациональностью и импульсивностью.