Больше рецензий

15 января 2021 г. 23:28

347

3 Спасительный шок

Есть книги вечные, а есть актуальные. "Шок-школа" из судейского цикла Татьяны Устиновой и Павла Астахова из числа последних. И тема, и проблемы, и решения, и антураж - сегодняшние, узнаваемые, родные и знакомые.

Даже сомнения не возникло, что в названии заключена и тема, и авторское отношение к объекту описания. И какие бы сладкие ассоциации ни вызывало сочетание букв, предубеждение, основанное на опыте, подсказывает, что суть оценки заключается в омониме, звучание которого ассоциируется скорее с мурашками и шевелением оставшихся на голове волос.

Частная школа, которую горько-иронично описывают авторы, без сомнения, шокирующе узнаваема. И, разумеется, первое и самое понятное всем бывшим и нынешним родителям школьников - бесконечные и безграничные денежные вливания и поборы на все, что окружает жизнь современных первоклассников. И стильная форма, которую нужно заказывать в определенном месте, и подарки учителю, и постоянный ремонт-переремонт и оснащение учебных, санитарных и административных помещений как можно более новомодными аксессуарами и гаджетами. Достаточно открыть интернет, чтобы понять, что все это очень актуально.

Однако "Шок-школа" не оказалась бы историей, столь полезной для внушения умных мыслей, если бы речь шла только о деньгах. Вечная сторона романа - великая ярмарка тщеславия, участием в которой готовы соблазниться все. И те, кто меняет фамилию с Сосина на Дельвиг и придумывает себе родословные, и те, кто стремится попасть в школу, доверившись рекламе, а не руководствуясь интересами и возможностями собственного чада. Тщеславная же школа гордится, что в ней работают кандидаты педагогических наук, для которых дети - всего лишь объект воспитания и обучения с применением якобы новых современных методик. Авторы, разумеется, все эти методики разоблачают: принести в конверте взятку за пропущенные занятия, заплатить учителю за оценки, уволить того, кто хочет учить, а не создавать видимость. И все это на фоне сортировки детей на "своих, элитных" и "нежильцов", которых из школы готовы отчислить при первой же возможности, как только появится очередной "сынок" или "дочка", обеспечивающие знакомства и "свой круг". "А любить детей не надо?" - спрашивает Наталья, чей сын Арсений как раз оказывается "каким-то Кузнецовым" среди Вагнеров, Дельвигов, Трефов и иже с ними. Вся тщеславная суета припечатывается мудрой репликой: "Розовые очки - это, конечно, красиво, но непрактично". Внешне разрекламированная Шоко-школа выглядит очень сладко, но оказывается ориентированной не на детей, а на родителей.

Вроде бы все так очевидно, так известно! Ну ничего нового мы не узнаем из "Шок-школы"! Однако "красота" в том, что в концентрированном виде весь тщеславно-коммерческий образовательный процесс у человека с нормальной психикой и ценностями начинает вызывать отвращение. Может, именно это отвращение станет на пути школы будущего, нарисованной распорядителем пряников, которых на всех, как известно, не хватает: "Школа будущего будет не такой, какой знали ее мы и даже вы... Совсем скоро... в обучении детей примет участие искусственный интеллект, более того: для улучшения способностей учащихся и максимального освоения ими программы будут примеряться самые передовые технологии, например, чипирование детей..."

Не знаю, стоит ли вслед за судьей Еленой Кузнецовой упрекать истцов в том, что они "только что продали принципы", поддавшись обаянию учредителя описанной школы. Уверена в том, что с помощью таких книг, возможно, удастся внушить безумным родителям, что от некоторых школ нужно бежать как можно дальше. А те, кто в них отдает своих детей, пусть получат то, что заслуживают.